Как успокоить нервную систему младенца?

Как успокоить нервную систему младенца
Способы успокоить новорожденного. — Попробуйте один из способов успокоить ребенка: 1. Покачайте в коляске или кроватке, походите с ребенком на руках. Новорожденные дети еще помнят ощущения, которые они испытывали в утробе, когда мама двигалась. Качание для малышей привычно, и поэтому успокаивает.

  • Но не следует укачивать ребенка слишком интенсивно.
  • В этом случае происходит слишком сильная стимуляция вестибулярного аппарата, и мозг просто отключает реакцию на внешние стимулы.
  • В этот момент ребенок уходит в стрессовый сон, который позволяет защитить его нежную нервную систему, но не несет полноценного отдыха и оздоровления, так необходимого детскому организму.2.

Включите успокаивающую музыку для новорождённых, «белый шум» . Или просто откройте воду в ванной и поднесите ребенка поближе к струе воды. Монотонные негромкие медленные звуки действуют очень эффективно и помогают быстро успокоить новорожденного.3. Пошикайте, тихонько попойте 4.

  1. Сделайте легкий массаж кончиками пальцев, погладьте малыша 5.
  2. Запеленайте – многие дети в таком возрасте так чувствуют себя уютнее и спокойнее.
  3. Это дает ребенку ощущение небольшого сдавливания – такое же, как они испытывали, находясь в животе и успокаивает ребенка перед сном.
  4. Выбирайте одежду и пеленку исходя из того, что ребенка важно не перегреть.

Кстати, некоторым детям пеленание не нравится с самого рождения. И не стоит настаивать.6. Если ребенок старше 6 недель и нет проблем с лактацией, предложите малышу соску . Мнения и рекомендации относительно использования соски постоянно меняются на основе все новых и новых исследований.

  1. Но, в частности, есть мнение, что соска не только удовлетворяет инстинкт сосания ребенка, но и снижает риск внезапной младенческой смертности в первые 6 месяцев.7.
  2. Сочетайте способы .
  3. Запеленайте малыша, включите белый шум, приглушите свет и покачайте ребенка на руках.
  4. Несколько способов вместе помогут успокоить новорожденного ребенка эффективнее, чем что-то одно.8.

Если ничего не работает – снова покормите (если малыш сделал пару сосательных движений и успокоился, значит, он все-таки был не голоден, и просто успокаивается грудью или бутылочкой)

Как понять что у новорожденного проблемы с нервной системой?

26.08.2022 В течение первых 3 лет жизни ребенок приобретает 50% знаний, умений и навыков, которые являются базой для последующего обучения. А первый год жизни ребенка неврологи называют «золотым годом» , так как он является самым важным для малыша. Нарушения нервной системы, вызванные патологическим течением беременности и родов (гипоксия плода, родовые травмы и пр.), необходимо выявлять именно на первом году жизни ребенка, когда лечение и реабилитация наиболее эффективны.

  • Термином «перинатальные поражения ЦНС» объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения мозга в период беременности, родов и в течение первых 7 дней жизни.
  • Распространенность ПП ЦНС значительно выше среди недоношенных детей, детей, рожденных с низкой массой тела, при многоплодной беременности.

Факторами риска развития данной патологии являются:

    заболевания матери (сахарный диабет, гипотиреоз, ожирение, анемия, сердечно-сосудистая патология); профессиональные вредности, употребление алкоголя, наркотических веществ, лекарственных препаратов (особенно на ранних сроках гестации); стрессы и психологический дискомфорт беременной женщины; нарушения физиологического течения беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода, токсикозы беременных, угроза прерывания); внутриутробное инфицирование плода (цитомегаловирусная инфекция, герпес, токсоплазмоз, краснуха и др.); иммунологическая несовместимость матери и плода (по АВО и резус-фактору).

Существенное место в развитии ПП ЦНС занимают асфиксия плода и родовые травмы, наиболее часто возникающие при следующих состояниях:

    преждевременные роды; клинически узкий таз; тазовое предлежание плода; слабость родовой деятельности; длительный безводный период и длительное стояние головы плода в родовых путях; затяжные или стремительные роды; кесарево сечение, инструментальное пособие в родах.

Клинические симптомы заболевания зависят от тяжести состояния, размера и локализации зон повреждения мозга. Чаще всего родители отмечают нарушения сна у ребенка (сон «чуткий», непродолжительный), раздражительность, повышенную плаксивость, частые срыгивания, вздрагивания, дрожание подбородка и кистей рук, запрокидывание головы.

  • При тяжелой степени заболевания возникают задержки психомоторного развития, нарушается формирование установочных рефлексов.
  • Такие малыши позже овладевают навыками ходьбы, отмечаются моторная неловкость, задержка речевого развития.
  • В дошкольном и школьном возрасте такие дети часто бывают гиперактивными, невнимательными, неусидчивыми, иногда конфликтными, по сравнению со сверстниками хуже овладевают навыками чтения, письма.

В повседневной жизни неряшливы, забывчивы, необязательны и в то же время амбициозны, часто стремятся к лидерству в коллективе. Для предупреждения возникновения подобных нарушений крайне необходима своевременная консультация детского невролога.

Что успокаивает младенца?

1. Возьмите на руки, прижмите к груди — Универсальный способ, который работает для детей всех возрастов и даже для взрослых. Объятия успокаивают, дают чувство безопасности, убеждают, что ты не один в этом суровом и страшном мире. А ещё они увеличивают выработку гормона окситоцина (не зря его иногда называют «гормоном объятий»), который повышает уровень удовлетворённости жизнью и снижает боль.

Что должно насторожить в поведении младенца?

Skip to content Что должно насторожить родителей новорожденного? Frantic 2012-11-09T06:11:52+11:00 Все, что случается с малышом еще во внутриутробном периоде, влияет на весь ход жизни. Самый большой стресс в жизни каждого человека – рождение. Помимо эмоциональных и духовных переживаний, рождение – самое травматичное событие, в прямом смысле.

  • Ребенок может получить травмы черепа, позвоночника, приводящие к повреждению оболочек мозга (головного и спинного), травмируется система позвоночных артерий, по которой получает кровь ствол и другие отделы мозга.
  • В результате хронической ишемии (кислородного голодания) расстраиваются структуры головного мозга.

К сожалению, нелегко выявить эти изменения сразу после рождения, и причиной многих нарушений и заболеваний, возникающих в разном возрасте у детей, иногда и у взрослых, является повреждение во время рождения. Заторможенность или неуправляемость, перепады настроения, нарушения сна, неуспеваемость, снижение памяти, нарушение речи, зрения, слуха, различные нарушения осанки (плоскостопие, косо­лапость, дисплазии тазобедренных суставов, сколиозы), энурез, аллерго-дерматозы, снижение им­мунитета, дискинезии желудочно-кишечного тракта связаны с повреждениями во время рождения.

    Асимметрия тела (кривошея, косолапость, перекос таза, асимметрия головы). Нарушение мышечного тонуса – очень вялый или, наоборот, повышенный (сжаты кулачки, трудно разогнуть ручки и ножки). Нарушение движения конечностями — одна ручка или ножка менее активны. Дрожание подбородка, ручек, ножек при плаче или без него. Ребенок плохо сосет грудь, часто поперхивается, срыгивает. Нарушение сна – ребенок плохо засыпает, часто просыпается, вскрикивает, плачет во сне. Плохая опора на ножки, слабость ручек.

Здоровый ребенок должен быть симметричным, активно двигаться, к 2 месяцам хорошо удерживать голову, к 4 месяцам самостоятельно переворачиваться со спинки на живот, к 6-8 месяцам -садиться, к году – ходить. Ребенок с 2 до 4 месяцев гулит, с 6 до 8 месяцев произносит отдельные слоги, к году говорит 8-10 слов (ма-ма, па-па, ба-ба, кис-кис и т.д.).

Когда созревает нервная система у новорожденных?

Вполне справедливо можно утверждать, что все проявления жизнедеятельности у человека происходят с непосредственным участием нервной системы. Мозг ответственен за все, в том числе, и за многие (если не все) человеческие болезни и за успешное выздоровление от них.

  1. Нервная система иннервирует (или обеспечивает собой) весь организм, все его отделы.
  2. Каждый уголок человеческого организма снабжен собственными нервными окончаниями.
  3. В этом легко убедиться – мы все с юных лет знаем, что испытаем, коснувшись рукой только что вскипевшего чайника, — наш мозг живо рисует в сознании картинку события.
Читайте также:  Что делать если ребенка ударили в детском саду?

Кроме этого, нервная система обеспечивает ответную реакцию на раздражитель (мы, еще даже не успев осознать это, отдергиваем руку от чайника, зажмуриваем глаза при ярком свете и т.п.). Для регистрации воздействия тепла, холода, давления, механического повреждения и прикосновения существуют специальные образования — рецепторы.

  1. Они принимают информацию о положении тела в пространстве, о земном притяжении, о состоянии мышц и сухожилий, внутренних органов, сосудов и т.п.
  2. Имеются также отдельные «рецепторные органы», предназначенные для регистрации звуковых воздействий (ухо), света и цвета (глаз), запахов (обонятельные рецепторы в носу), а также «вкусовых сигналов» (вкусовые сосочки на языке).

Рецепторов в организме великое множество, благодаря чему организм человека получает весьма полную и объективную информацию об окружающем мире. Это позволяет ему «выбрать» оптимальный вариант реакции — внутренней, двигательной, поведенческой. Нервная система действует по рефлекторному (или «отражательному») принципу.

  • Это означает, что любые проявления работы мозга по существу являются ответами на те или иные внешние и внутренние воздействия.
  • Нервная система будущего малыша закладывается в конце второй недели внутриутробного развития, когда общая длина эмбриона не превышает 2 мм.
  • К периоду, непосредственно предшествующему рождению, мозг плода внешне напоминает мозг взрослого человека, хотя весит примерно в 3 раза меньше.

Таким образом, масса мозга увеличивается в процессе развития в 3 раза, тогда как масса тела — в 20 раз (с 3 до 60 кг). Это связано с тем, что в отличие от других органов и систем в мозге к моменту рождения имеется полный набор нервных клеток, отпущенный на всю последующую жизнь — примерно 150 млрд.

  • нейронов. Каждый нейрон снабжен большим числом отростков, из которых лишь один (аксон) обеспечивает передачу информации от нейрона другим нервным клеткам, а множество дендритов (число их может достигать 1500) осуществляет прием поступающей к нервной клетке информации.
  • В процессе жизни новые нейроны вновь не образуются, а часть нервных клеток, с которыми человек рождается, будет систематически уничтожаться, разрушаться в мозге, чтобы обеспечить его стабильную работу.

Несмотря на то, что размеры мозга у только что родившегося малыша относительно велики, после рождения ему предстоит еще интенсивно развиваться, так как ребенок должен будет освоить все навыки, которые кажутся нам такими простыми и естественными, как бы с чистого листа.

Как понять что у малыша стресс?

На наличие психологического стресса у ребенка указывают следующие признаки: —

    Эмоциональная неустойчивость – легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступ­ках, капризность, страхи. Вегетативная неустой­чивость – легко возни­кающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления (преимуще­ственно в сторону его понижения), повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочув­ствие при колебаниях атмосферного давления. Нарушение сна: трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочув­ствие утром после пробуждения. Нарушение обмена веществ , нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некото­рые пищевые вещества в виде кашля, зуда. Частые простудные заболевания , особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действи­ем нервных, стрессовых факторов. Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи – энурез, недержание кала, энкопрез, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивания мышц лица), мигание, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц – звуки типа «кх-кх», поперхи­вание, покашливание, попискива­ние, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осозна­ются и не замечаются ребенком, и очень часто зависят от вре­мени года, утомления, нервного напряжения. Невротические реакции – кратковременные пережи­вания в ответ на действия психотравмирующих факто­ров – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заострен­ные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта. Патологические привычки – упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.

Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом состоянии и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся начало посещения детского сада или школы, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, а также острая или длительная психотравмирующая ситуация.

Как снять внутреннее напряжение у ребенка?

Почти всем детям хорошо помогают справиться с напряжением игры с водой. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня – усталость, раздражение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, они должны быть нешумными, спокойными.

Что такое фиолетовый плач?

Какой плач называют фиолетовым? — Отдельная разновидность детского плача – так называемый «фиолетовый плач». Это продолжительный, беспрерывный плач, наблюдающийся у новорожденных детей. Свое название он получил благодаря английскому названию этого явления (PURPLE), которое одновременно является акронимом его основных симптомов:

    P — peak — нарастающий. Такой плач усиливается со двухнедельного возраста и достигает своего пика к 2 месяцам. U — unexpected — неожиданный. Как правило, видимые причины как развития, так и прекращения плача установить не удается. R — resists soothing — не поддается успокоению. При фиолетовом плаче никакие действия не могут привести к успокоению ребенка. P — pain-like — похож на боль. Зачастую выражение лица и тембр голоса ребенка наводят родителей на мысль, что крик обусловлен какой-либо болью. L — long lasting — длительный. Фиолетовый плач продолжается по меньшей мере несколько часов. E — evening — вечерний. В большинстве случаев плач возникает в вечернее время.

С точки зрения доказательной медицины не существует данных, указывающий на связь «фиолетового плача» с болезненными состояниями. В возрасте 3-4 месяцев он самостоятельно исчезает (рис.1). Задача родителей в этом периоде – обеспечить максимальный уход за ребенком, успокаивать малыша обычными методами. Как успокоить нервную систему младенца Рисунок 1. Признаки фиолетового плача. Источник

Что будет если не успокаивать плачущего младенца?

Объятия и кортизол — Еще во время беременности я внимательно изучила «теорию». Доктор Спок, например, очень даже рекомендовал оставлять плачущих младенцев одних — в воспитательных целях. Но современные исследователи резко возражают против этого. Педиатр Катрин Геген убеждена, что нельзя оставлять плачущих детей в одиночестве: последствия могут оказаться катастрофическими: «Кортизол, выделяющийся под действием тяжелого, повторяющегося стресса, оказывает токсическое воздействие на крайне восприимчивый мозг ребенка, а также на развитие нейронов, их миелинизацию, формирование синапсов и так далее.

  1. Способности к обучению и запоминанию из-за этого снижаются, может замедлиться умственное развитие».
  2. Утешительные поглаживания снижают уровень гормонов стресса и способствуют синтезу в организме «молекул благополучия» Детский психотерапевт Альбина Локтионова уточняет: «Все дети рождаются с геном чувствительности к кортизолу.
Читайте также:  Что не должен делать воспитатель в детском саду?

Но он «просыпается» лишь благодаря материнской чуткости и заботе — только тогда организм ребенка начинает дозировать выработку этого гормона в ситуациях, когда он необходим». Кроме того, симпатическая нервная система детей до двух лет не регулируется парасимпатической системой, и, если родители не утешают младенца, его нервная система становится гиперактивной.

Что будет если грудной ребенок долго плачет?

Рассказывает Евгения Вадимовна Овчинникова, педиатр, гастроэнтеролог сети медицинских клиник «Семейная» . Сегодня среди педиатров есть такое мнение, что нормальный плач не только не вредит, но даже полезен здоровью младенца. Безусловно, малыш должен плакать, ведь пока он не умеет разговаривать, это его способ общения с родителями.

  1. И умеренный плач без надрыва – это нормально.
  2. Во время плача у детишек улучшается аэрация легких, т.е.
  3. насыщение их воздухом, и промывается носослезный канал.
  4. Нормальный плач вы услышите, если у ребенка есть какая-то потребность: он голоден, хочет на ручки и т.д.
  5. И когда мама удовлетворила его потребность, малыш должен успокоиться.

Если плач продолжается, его можно расценить уже как патологический, чрезмерный. И это тоже способ сообщения маме, что ребенка беспокоит что-то серьезное. Например, колики, прорезывание зубов или зуд при аллергии или потничке. В отличие от нормального плача, чрезмерный негативно сказывается на младенце.

  1. У детей незрелая нервная система, и когда ребенок очень долго плачет, вырабатываются гормоны стресса и ему намного труднее успокоиться.
  2. Плюс, если у малыша есть такие заболевания, как, например, пупочная или паховая грыжа, при длительном плаче они причиняют ему боль (но только если они есть, образоваться от плача эти недуги не могут).

Каждая мама, общаясь со своим ребенком, определит, нормальный у него плач или нет. Но есть маленькая универсальная подсказка: нормальный плач должен быть звонким, а вот глухой должен настораживать. О чем не плачут мальчики Первые шесть месяцев в роли отца

Что может беспокоить грудного ребенка?

Обзоры, 30 Сентября 2016 Для всех младенцев на свете крик — основное средство общения, особенно в первые три месяца жизни. Некоторые малыши — чаще под воздействием эмоций, чем иных причин — без конца говорят на языке плача. Это крик о помощи. Ребенку нужно, чтобы вы догадались, как ему помочь.

  • Как это сделать? Вот несколько советов из новой книги Мадлен Дени «Не плачь, малыш!».1.
  • Палитра плача.
  • Изучите причины, которые заставляют ребенка плакать Громкие призывы малыша с течением времени будут меняться.
  • К неизбежному плачу первых месяцев, означающему «у меня болит животик» или «я хочу есть», вскоре добавятся недомогание от прорезывания зубок, слезы от внезапной усталости и хныканье после первых дней в яслях Появится множество новых эмоций и ощущений, к которым следует отнестись серьезно.

Очень важно научиться слушать и понимать слезы своего ребенка, помогать ему преодолеть эти трудности. Какие причины вызывают плач ребенка? Американский педиатр Т.Б. Бразелтон выявил шесть основных: голод, скука, дискомфорт, желудочные колики, необходимость разрядки в конце дня и боль.

  1. При этом наибольшее обострение плача приходится обычно на третью-восьмую недели жизни ребенка, и младенец плачет в среднем два часа в день.2.
  2. Научитесь различать слезы вашего ребенка Итак, по теории Бразелтона, существует 6 основных причин, вызывающих слезы.
  3. В зависимости от причины, ребенок может по-разному плакать.

Голод, например, вызывает жалобные покрикивания, переходящие в плач. Громкость их постепенно нарастает и характеризуется ритмичностью. Плач от скуки же не столь громкий. Обычно он время от времени прерывается: ребенок слушает, не нашел ли его призыв отклика.

В то время как боль и страх сразу вызывают громкий плач. Сила выдоха во время такого плача столь велика, что малыш почти задыхается. Прислушайтесь к вашему малышу, понаблюдайте. Как он плачет, когда голоден? Как когда хочет спать или ему дискомфортно? 3. Помогайте ребенку переживать колики Ребенок морщится, краснеет, подтягивает колени к животу и пронзительно кричит? Скорее всего, у него колики! Это обычное недомогание, от которого дети подолгу плачут в первые месяцы и точную причину которого установить непросто.

Причиной может быть рацион питания ребенка или матери, а может — незрелость пищеварительной системы малыша. Чтобы помочь малышу, помассируйте ему животик или поносите его на руках, плотно прижав его животик к своему. Несколько фактов о коликах Полагают, что ребенок страдает коликами, если он плачет больше трех часов в день, больше трех дней в неделю, больше трех недель подряд.

  • Как правило, это желудочное недомогание возникает у трехнедельных детей и постепенно ослабевает, а затем и исчезает к четырем месяцам.
  • Наибольшее суточное обострение наблюдается между 15 и 21 часом.4.
  • Помните, интервал между 17 и 21 часами — время особой активности малыша.
  • В это время могут случаться приступы плача Вернувшийся с работы папа сразу почувствует это на личном опыте.

Его вечерняя встреча с ребенком порой превращается в сущую пытку. Выплескивание накопившейся за день усталости с воплями и слезами может напугать родителей.

Чем грозит долгий плач ребенка?

Carolina Călugăreanu , Medic Neonatolog, categorie superioară До определенного момента, плач — это единственный способ общения ребенка с окружающим миром. Однако длительный крик крохи свидетельствует о возможных проблемах, поэтому все мамы и папы должны четко знать, в каких случаях и какие меры им следует принимать.

  1. Общие сведения В большинстве ситуаций, сам по себе плач не опасен для здоровья ребенка, однако и абсолютно не полезен.
  2. Утверждение, что во время крика разрабатываются легкие малыша, так же ошибочно, как и то, что, подходя на каждый зов крохи, вы плохо его воспитываете и делаете «ручным».
  3. Помните, что долгий плач ведет к ухудшению самочувствия младенца, снижению концентрации кислорода в его крови и нервному истощению (именно поэтому, наплакавшись, многие детки крепко засыпают).

Кроме того, грудничкам, страдающим от неврологических проблем, а также имеющим склонность к образованию пупочной грыжи, кричать и вовсе вредно, ведь это может значительно усугубить их состояние. Сигнал тревоги Здоровый ребенок не может плакать более 20 минут! Длительный несмолкающий плач всегда является сигналом тревоги и того, что малышу плохо.

Колики Колики отмечаются практически у 80% детей в первые три месяца жизни и в подавляющем большинстве случаев являются физиологическими, проходящими без какого‑либо лечения. Но, тем не менее, животик у малыша может болеть настолько сильно, что ребенок будет кричать несколько раз в день до двух часов подряд.

Чем отличается данный вид плача? Малыш кряхтит и тужится, силясь избавиться от переполняющих его газиков, кроме того, его животик вздут (становится твердым, как «барабан»), ребенок, если лежит на спине, пытается подтянуть ножки к себе, при этом заходится в сильном крике.

Почему так происходит? К основной причине относят незрелость ферментной системы, из‑за чего затрудняется переваривание молока и у малыша в кишечнике скапливается большое количество газов. Кроме того, за повышенное газообразование могут отвечать высокая чувствительность нервной системы крохи к окружающей среде, темперамент, временные гормональные сдвиги.

Обычно данные неприятные симптомы появляются ко второй-третьей недели жизни и полностью проходят к трем-шести месяцам. Чем может помочь мама? Дать ребенку специальные капельки, которые снимают вздутие и уменьшают газообразование (колиеф, куплатон, беби-калм, эспумизан), положить ребенка голеньким животиком себе на живот, либо же выложить малыша на теплую грелку или нагретую утюгом теплую пеленку.

Неплохой эффект дает круговой массаж животика, а также специальные упражнения (сведенные ножки вместе сгибают и разгибают в коленях, подтягивая их к животу ребенка). Если младенец находится на грудном вскармливании, то матери следует воздержаться от продуктов, усиливающих брожение в кишечнике (бобовых, капусты, сырых яблок, газированных напитков и т.д.).

Для облегчения адаптационного периода врач может назначить крохе прием специальных препаратов, улучшающих микрофлору кишечника (протектис, эубиотик беби).

Читайте также:  Когда нужно приучать ребенка засыпать самостоятельно?

Как определить нервный ребенок или нет?

На наличие психологического стресса у ребенка указывают следующие признаки: —

    Эмоциональная неустойчивость – легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступ­ках, капризность, страхи. Вегетативная неустой­чивость – легко возни­кающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления (преимуще­ственно в сторону его понижения), повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочув­ствие при колебаниях атмосферного давления. Нарушение сна: трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочув­ствие утром после пробуждения. Нарушение обмена веществ , нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некото­рые пищевые вещества в виде кашля, зуда. Частые простудные заболевания , особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действи­ем нервных, стрессовых факторов. Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи – энурез, недержание кала, энкопрез, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивания мышц лица), мигание, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц – звуки типа «кх-кх», поперхи­вание, покашливание, попискива­ние, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осозна­ются и не замечаются ребенком, и очень часто зависят от вре­мени года, утомления, нервного напряжения. Невротические реакции – кратковременные пережи­вания в ответ на действия психотравмирующих факто­ров – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заострен­ные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта. Патологические привычки – упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.

Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом состоянии и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся начало посещения детского сада или школы, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, а также острая или длительная психотравмирующая ситуация.

Когда у ребенка закладывается нервная система?

Формирование нервной системы начинается на 3-й неделе гестации. Появившаяся на 3-й неделе утробной жизни нервная система зародыша начинает интенсивно развиваться, и уже в начале 2-го месяца имеются зачатки всех отделов головного и спинного мозга.

Когда заканчивается формирование нервной системы?

Эмбриональный период (1–23 стадии по Carnegie) — В этот период развития на дорсальной стороне зародыша происходит обособление особого участка нейроэпителия и формирование нервной пластинки (neuronal plate) и начинаются процессы нейруляции . На стадии нейруляции происходит формирование нескольких важных структур нервной системы: образуется нервная пластинка с последующим образованием нервной трубки и нервного гребня ( рис.2 ). Нейруляция у человека начинается в конце 3-й недели и полностью завершается к концу 4-й недели. Вскоре после образования нервной пластинки (приблизительно на 18-е сутки у человека) она прогибается вдоль продольной оси, ее края приподнимаются и формируются нервный желобок и нервные валики . Позднее края нервных валиков смыкаются по срединной линии и образуется замкнутая нервная трубка . Краниальный и каудальный участки нервной трубки долго остаются незамкнутыми, их называют соответственно передним и задним нейропорами . Передний нейропор закрывается на 23–26-й день развития, а задний – на 26–30-й день. Рис.2. Ранние стадии развития нервной системы млекопитающих (на примере человека). (по: ten Donkellar at al. , 2006, с изменениями). Процесс нейрональной индукции связан с синтезом ряда биологически активных соединений, которые действуют на формирование нервной пластинки и нервной трубки.

На клетки первичной эктодермы действует большое количество сигнальных молекул, индуцирующих процесс образования нейроэпителия и нейрональных стволовых клеток, из которых будут формироваться все элементы нервной ткани. Среди этих факторов необходимо отметить хордин (chordin), ноггин (noggin) и фоллистатин (follistatin), синтезируемые клетками первичной мезодермы, образующей нотохорду (будущая хорда и позвоночник).

Они блокируют действие другого морфо-генетического фактора – BMP (bone morphogenetic protein), синтезируемого клетками эктодермы и индуцируют их дифференцировку в направлении образования нейроэпителия нервной пластинки ( рис.3 ). Уже на ранних этапах развития зародыша нервная трубка на значительном протяжении разделяется проходящей по вентрикулярной поверхности пограничной бороздой, sulcus limitans, на два отдела: дорсальный – крыловидную пластинку , и вентральный – базальную пластинку .

Участки мозга, развивающиеся из крыловидной пластинки, содержат ассоциативные и сенсорные ядра, из базальной – моторные и вегетативные. Самая ростральная часть (prosencephalon) не содержит базальной пластинки и целиком происходит из крыловидной. Отделы головного мозга, содержащие производные обеих пластинок – средний, задний, продолговатый – часто объединяют названием «ствол мозга».

На этапе формирования нервных желобков дифференцировку вентральной части нервной трубки (базальной пластинки) и развитие мотонейронов оказывает регулирующее влияние фактор Shh (sonic hedgehog) секретируемый сначала нотохордой, а затем хордой и вентральной частью самой нервной трубки.

Чем опасен тремор у младенца?

Тремор, который наблюдается у новорожденных, считается реакцией незрелых нервных волокон. Она появляется для того, чтобы стабилизировать состояние нервной системы. В современной медицине выделяют физиологический и патологический тремор. В первом случае не стоит волноваться, со временем он бесследно пройдет сам по себе.