Теплое молоко — Стакан теплого молока — самое безопасное снотворное для ребенка. В молоке содержится триптофан, который успокоит нервную систему, избавит от тревог и напряжения. Для лучшего эффекта можно добавить ложечку меда, если у крохи нет аллергии на продукты пчеловодства. Редкий малыш откажется от такого лакомства перед сном.
Как понять что у младенца проблемы с нервной системой?
26.08.2022 В течение первых 3 лет жизни ребенок приобретает 50% знаний, умений и навыков, которые являются базой для последующего обучения. А первый год жизни ребенка неврологи называют «золотым годом» , так как он является самым важным для малыша. Нарушения нервной системы, вызванные патологическим течением беременности и родов (гипоксия плода, родовые травмы и пр.), необходимо выявлять именно на первом году жизни ребенка, когда лечение и реабилитация наиболее эффективны.
- Термином «перинатальные поражения ЦНС» объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения мозга в период беременности, родов и в течение первых 7 дней жизни.
- Распространенность ПП ЦНС значительно выше среди недоношенных детей, детей, рожденных с низкой массой тела, при многоплодной беременности.
Факторами риска развития данной патологии являются:
- заболевания матери (сахарный диабет, гипотиреоз, ожирение, анемия, сердечно-сосудистая патология); профессиональные вредности, употребление алкоголя, наркотических веществ, лекарственных препаратов (особенно на ранних сроках гестации); стрессы и психологический дискомфорт беременной женщины; нарушения физиологического течения беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода, токсикозы беременных, угроза прерывания); внутриутробное инфицирование плода (цитомегаловирусная инфекция, герпес, токсоплазмоз, краснуха и др.); иммунологическая несовместимость матери и плода (по АВО и резус-фактору).
Существенное место в развитии ПП ЦНС занимают асфиксия плода и родовые травмы, наиболее часто возникающие при следующих состояниях:
- преждевременные роды; клинически узкий таз; тазовое предлежание плода; слабость родовой деятельности; длительный безводный период и длительное стояние головы плода в родовых путях; затяжные или стремительные роды; кесарево сечение, инструментальное пособие в родах.
Клинические симптомы заболевания зависят от тяжести состояния, размера и локализации зон повреждения мозга. Чаще всего родители отмечают нарушения сна у ребенка (сон «чуткий», непродолжительный), раздражительность, повышенную плаксивость, частые срыгивания, вздрагивания, дрожание подбородка и кистей рук, запрокидывание головы.
- При тяжелой степени заболевания возникают задержки психомоторного развития, нарушается формирование установочных рефлексов.
- Такие малыши позже овладевают навыками ходьбы, отмечаются моторная неловкость, задержка речевого развития.
- В дошкольном и школьном возрасте такие дети часто бывают гиперактивными, невнимательными, неусидчивыми, иногда конфликтными, по сравнению со сверстниками хуже овладевают навыками чтения, письма.
В повседневной жизни неряшливы, забывчивы, необязательны и в то же время амбициозны, часто стремятся к лидерству в коллективе. Для предупреждения возникновения подобных нарушений крайне необходима своевременная консультация детского невролога.
Как снизить возбудимость нервной системы у ребенка?
В более позднем возрасте ребёнок постоянно находится в движении, ему сложно усидеть на месте и т.д. Статья подготовлена при участии детского невролога Людмилы Валерьевны Филипповой Детская гипервозбудимость — это общее название целого ряда состояний, которые характеризуются излишней двигательной активностью, беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, проблемами со сном, и повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.
Данный синдром не может проявиться на пустом месте без провоцирующих факторов . Сюда можно отнести: инфекционные заболевания матери в период беременности, либо же инфекции, перенесённые ребёнком в первые недели жизни, различные родовые травмы, роды с осложнениями, гипоксия плода, токсикоз и нервное напряжение матери при беременности.
Какова картина течения данного расстройства? У ребёнка наблюдаются вспышки гнева, истерики, возникающие на ровном месте, быстрая смена настроения. Дети склонны к хулиганскому поведению. Им сложно сфокусировать своё внимание на чём-то одном длительное время.
- Младенцы при гипервозбудимости очень плохо спят, могут подолгу кричать, плач их монотонный.
- Несмотря на то, что признаки гипервозбудимости проявляются довольно быстро , в раннем возрасте, родители часто не обращают на них внимание.
- А настораживать должны следующие симптомы : когда малыш просыпается от каждого шума и с трудом засыпает, плохо ест, ладони часто сжаты в кулачки, а кожа имеет голубоватый или красноватый оттенок из-за расположенных близко к поверхности кожи вен.
В более позднем возрасте ребёнок постоянно находится в движении, ему сложно усидеть на месте, постоянно меняет свои занятия, может быть довольно агрессивно настроен по отношению к своим сверстникам. К сожалению, пока что не существует специальных приборов, тестов и анализов, помогающих быстро и точно диагностировать у ребёнка гипервозбудмость.
- Если родители заподозрили, неладное, им стоит немедленно обратиться к врачу-педиатру или неврологу.
- После осмотра ребёнка и сбора подробного анамнеза, специалист может назначить УЗИ, рентгенографию шейного отдела позвоночника, электроэнцефалографию и прочие дополнительные обследования.
- Самое главное при диагностики гипервозбудимости — определить природу заболевания, которая может быть неврологической, психологической, метаболической и прочей.
От этого зависит разработка стратегии лечения с недугом. В качестве лечения гипервозбудимости назначается приём успокаивающих нервную систему и психостимулирующих препаратов, массаж, гидротерапия, лечебная физкультура. Помимо всего прочего, таким детям необходимо соблюдать определённый распорядок дня, чаще бывать на свежем воздухе, играть в спокойной комфортной обстановке.
Что должно насторожить в поведении младенца?
Skip to content Что должно насторожить родителей новорожденного? Frantic 2012-11-09T06:11:52+11:00 Все, что случается с малышом еще во внутриутробном периоде, влияет на весь ход жизни. Самый большой стресс в жизни каждого человека – рождение. Помимо эмоциональных и духовных переживаний, рождение – самое травматичное событие, в прямом смысле.
Ребенок может получить травмы черепа, позвоночника, приводящие к повреждению оболочек мозга (головного и спинного), травмируется система позвоночных артерий, по которой получает кровь ствол и другие отделы мозга. В результате хронической ишемии (кислородного голодания) расстраиваются структуры головного мозга.
К сожалению, нелегко выявить эти изменения сразу после рождения, и причиной многих нарушений и заболеваний, возникающих в разном возрасте у детей, иногда и у взрослых, является повреждение во время рождения. Заторможенность или неуправляемость, перепады настроения, нарушения сна, неуспеваемость, снижение памяти, нарушение речи, зрения, слуха, различные нарушения осанки (плоскостопие, косолапость, дисплазии тазобедренных суставов, сколиозы), энурез, аллерго-дерматозы, снижение иммунитета, дискинезии желудочно-кишечного тракта связаны с повреждениями во время рождения.
- Асимметрия тела (кривошея, косолапость, перекос таза, асимметрия головы). Нарушение мышечного тонуса – очень вялый или, наоборот, повышенный (сжаты кулачки, трудно разогнуть ручки и ножки). Нарушение движения конечностями — одна ручка или ножка менее активны. Дрожание подбородка, ручек, ножек при плаче или без него. Ребенок плохо сосет грудь, часто поперхивается, срыгивает. Нарушение сна – ребенок плохо засыпает, часто просыпается, вскрикивает, плачет во сне. Плохая опора на ножки, слабость ручек.
Здоровый ребенок должен быть симметричным, активно двигаться, к 2 месяцам хорошо удерживать голову, к 4 месяцам самостоятельно переворачиваться со спинки на живот, к 6-8 месяцам -садиться, к году – ходить. Ребенок с 2 до 4 месяцев гулит, с 6 до 8 месяцев произносит отдельные слоги, к году говорит 8-10 слов (ма-ма, па-па, ба-ба, кис-кис и т.д.).
Как определить нервный ребенок или нет?
На наличие психологического стресса у ребенка указывают следующие признаки: —
- Эмоциональная неустойчивость – легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи. Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления (преимущественно в сторону его понижения), повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления. Нарушение сна: трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения. Нарушение обмена веществ , нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда. Частые простудные заболевания , особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов. Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи – энурез, недержание кала, энкопрез, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивания мышц лица), мигание, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц – звуки типа «кх-кх», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осознаются и не замечаются ребенком, и очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения. Невротические реакции – кратковременные переживания в ответ на действия психотравмирующих факторов – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заостренные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта. Патологические привычки – упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.
Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом состоянии и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся начало посещения детского сада или школы, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, а также острая или длительная психотравмирующая ситуация.
Как проявляется повышенная возбудимость у грудничка?
Cиндром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, диагностика и лечение в Москве В первой части Вы узнали, что такое ППП ЦНС и какова роль детского врача-невролога в лечении данного заболевания. И один из синдромов этого нарушения – это синдром мышечной дистонии. Здесь я остановлюсь на синдроме повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
- Это достаточно частый синдром у детей в возрасте 1-4 месяца.
- Проявляется этот синдром в возбудимости ребёнка, вздрагивании, разбрасывании ручек, дрожании подбородка, крике без видимой причины, нарушении сна.
- Такие нарушения чаще всего связаны с соматическими, а не неврологическими нарушениями.
- Ребенок может кричать и беспокоится по многим причинам.
У маленьких детей очень часто отмечаются кишечные колики. После 1-го месяца педиатры и детские неврологи рекомендуют ребёнку давать витамин D, нехватка которого может вызывать возбуждение. Дети могут заболеть простудным заболеванием, могут перегреться или переохладиться.
- Ребёнок может кричать, потому что голодный.
- И есть даже такие данные, что у детей может возникать спонтанный необоснованный крик.
- Здесь очень важен опыт педиатра, и при необходимости консультация детского невролога, а, возможно, и хирурга или другого специалиста.
- Ко мне часто обращаются с такими жалобами для исключения повышения внутричерепного давления у ребёнка.
Действительно, повышение внутричерепного давления у детей бывает, но, во-первых, очень редко, а во-вторых, вопреки общепринятому мнению при повышении внутричерепного давления дети вялые и сонливые, а не возбудимые. Взрослый человек кричит, когда у него болит голова? Нет.
Как проявляется Гипервозбудимость у грудничка?
Гипервозбудимость – это общий термин для ряда состояний, свойственных как детям, так и взрослым. Чаще всего это двигательное беспокойство, эмоциональная неустойчивость, нарушение сна, повышенная рефлекторная возбудимость, тенденция к патологическим движениям, судорожная готовность и т.п.
У новорожденных гипервозбудимость проявляется нарушением сна, частым плачем, срыгиваниями, рвотой, вздрагиваниями в т.ч. и во сне. Причинами такой гипервозбудимости могут быть нарушения со стороны нервной системы, а также нарушение пищеварения (колики, запоры, вздутие живота). Гипервозбудимость новорожденных обязательно нужно лечить, т.к.
оставленная без внимания, развиваясь, она может негативно сказаться на дальнейшем психоэмоциональном развитии малыша. А нехватка сна может привести к перегрузке нервной системы. Гипервозбудимость у детей после года проявляется повышенной тревожностью, плаксивостью, нарушением сна и аппетита, повышенной двигательной активностью, плохой прибавкой веса, отставанием в физическом, психомоторном и речевом развитии.
- Некоторые из этих симптом родители зачастую считают проявлением капризного характера ребенка.
- А между тем – это неврологические заболевание, которое очень важно контролировать и лечить, чтобы избежать серьезных нежелательных последствий.
- Проявления гипервозбудимости, такие как избыточная подвижность, раздражительность, вспыльчивость, иногда повышенная ранимость, неловкость в движениях, невнимательность обычно проявляются в дошкольном возрасте (3-5 лет), но часто обращают на себя внимание с началом обучения в школе (школьный возраст ребенка), так как приводят к низкой успеваемости.
Эти дети, как правило, очень трудно усваивают новые знания, отстают от сверстников в детском саду и школе, нередко имеют задержку речевого развития. Родители, по незнанию, часто списывают это на детскую лень и недостаточную мотивацию, тем самым пропуская патологию, которая в обязательном порядке должна исправляться.
По отношению к окружающим гипервозбудимые дети ведут себя достаточно агрессивно и вызывающе. В школе на уроке им сложно усвоить материал из-за недостатка концентрации – их внимание часто перескакивает на посторонние предметы и рассеивается. Это неврологическое заболевание ребенка называют «синдром дефицита внимания и гипервозбудимости».
При этом синдроме ребенок не может контролировать свои поступки, в результате чего слова у него опережают мысли, он нетерпелив, перебивает учителя и сверстников. Дети, которым сложно учиться по перечисленным выше причинам, как правило испытывают на себе постоянно усиливающееся давление учителей и родителей.
Это ещё больше усугубляет причины заболевания, в результате чего ребёнок постепенно приобретает невроз. Разорвать этот порочный круг можно только с помощью правильно подобранного специалистом лечения. Синдром дефицита внимания и гипервозбудимости нужно лечить обязательно, иначе можно не сохранить психическое здоровье подростка.
Необходимо понимать, что в нашей жизни с её бешенным ритмом, гипервозбудимость стала обычным явлением, от которого страдают люди всех возрастов (от младенцев до людей пожилого возраста).
Когда созревает нервная система у ребенка?
Формирование нервной системы начинается на 3-й неделе гестации. Появившаяся на 3-й неделе утробной жизни нервная система зародыша начинает интенсивно развиваться, и уже в начале 2-го месяца имеются зачатки всех отделов головного и спинного мозга.
Что успокаивает младенца?
1. Возьмите на руки, прижмите к груди — Универсальный способ, который работает для детей всех возрастов и даже для взрослых. Объятия успокаивают, дают чувство безопасности, убеждают, что ты не один в этом суровом и страшном мире. А ещё они увеличивают выработку гормона окситоцина (не зря его иногда называют «гормоном объятий»), который повышает уровень удовлетворённости жизнью и снижает боль.
Как быстро успокоить младенца?
Ритмичное покачивание — положите малыша на свои руки и начните покачивать, это то ощущение, которое он испытывал в животике у мамы; сосание — и снова мы возвращаемся к кормлению грудью, это один из самых действенных способов успокоить новорожденного.
Когда созревает нервная система у грудничка?
Вполне справедливо можно утверждать, что все проявления жизнедеятельности у человека происходят с непосредственным участием нервной системы. Мозг ответственен за все, в том числе, и за многие (если не все) человеческие болезни и за успешное выздоровление от них.
- Нервная система иннервирует (или обеспечивает собой) весь организм, все его отделы.
- Каждый уголок человеческого организма снабжен собственными нервными окончаниями.
- В этом легко убедиться – мы все с юных лет знаем, что испытаем, коснувшись рукой только что вскипевшего чайника, — наш мозг живо рисует в сознании картинку события.
Кроме этого, нервная система обеспечивает ответную реакцию на раздражитель (мы, еще даже не успев осознать это, отдергиваем руку от чайника, зажмуриваем глаза при ярком свете и т.п.). Для регистрации воздействия тепла, холода, давления, механического повреждения и прикосновения существуют специальные образования — рецепторы.
Они принимают информацию о положении тела в пространстве, о земном притяжении, о состоянии мышц и сухожилий, внутренних органов, сосудов и т.п. Имеются также отдельные «рецепторные органы», предназначенные для регистрации звуковых воздействий (ухо), света и цвета (глаз), запахов (обонятельные рецепторы в носу), а также «вкусовых сигналов» (вкусовые сосочки на языке).
Рецепторов в организме великое множество, благодаря чему организм человека получает весьма полную и объективную информацию об окружающем мире. Это позволяет ему «выбрать» оптимальный вариант реакции — внутренней, двигательной, поведенческой. Нервная система действует по рефлекторному (или «отражательному») принципу.
Это означает, что любые проявления работы мозга по существу являются ответами на те или иные внешние и внутренние воздействия. Нервная система будущего малыша закладывается в конце второй недели внутриутробного развития, когда общая длина эмбриона не превышает 2 мм. К периоду, непосредственно предшествующему рождению, мозг плода внешне напоминает мозг взрослого человека, хотя весит примерно в 3 раза меньше.
Таким образом, масса мозга увеличивается в процессе развития в 3 раза, тогда как масса тела — в 20 раз (с 3 до 60 кг). Это связано с тем, что в отличие от других органов и систем в мозге к моменту рождения имеется полный набор нервных клеток, отпущенный на всю последующую жизнь — примерно 150 млрд.
- нейронов. Каждый нейрон снабжен большим числом отростков, из которых лишь один (аксон) обеспечивает передачу информации от нейрона другим нервным клеткам, а множество дендритов (число их может достигать 1500) осуществляет прием поступающей к нервной клетке информации.
- В процессе жизни новые нейроны вновь не образуются, а часть нервных клеток, с которыми человек рождается, будет систематически уничтожаться, разрушаться в мозге, чтобы обеспечить его стабильную работу.
Несмотря на то, что размеры мозга у только что родившегося малыша относительно велики, после рождения ему предстоит еще интенсивно развиваться, так как ребенок должен будет освоить все навыки, которые кажутся нам такими простыми и естественными, как бы с чистого листа.
Когда у ребенка закладывается нервная система?
Формирование нервной системы начинается на 3-й неделе гестации. Появившаяся на 3-й неделе утробной жизни нервная система зародыша начинает интенсивно развиваться, и уже в начале 2-го месяца имеются зачатки всех отделов головного и спинного мозга.
В каком возрасте заканчивается формирование нервной системы?
Эмбриональный период (1–23 стадии по Carnegie) —
- На клетки первичной эктодермы действует большое количество сигнальных молекул, индуцирующих процесс образования нейроэпителия и нейрональных стволовых клеток, из которых будут формироваться все элементы нервной ткани.
- Среди этих факторов необходимо отметить хордин (chordin), ноггин (noggin) и фоллистатин (follistatin), синтезируемые клетками первичной мезодермы, образующей нотохорду (будущая хорда и позвоночник).
Они блокируют действие другого морфо-генетического фактора – BMP (bone morphogenetic protein), синтезируемого клетками эктодермы и индуцируют их дифференцировку в направлении образования нейроэпителия нервной пластинки ( рис.3 ). Уже на ранних этапах развития зародыша нервная трубка на значительном протяжении разделяется проходящей по вентрикулярной поверхности пограничной бороздой, sulcus limitans, на два отдела: дорсальный – крыловидную пластинку , и вентральный – базальную пластинку .
- Участки мозга, развивающиеся из крыловидной пластинки, содержат ассоциативные и сенсорные ядра, из базальной – моторные и вегетативные.
- Самая ростральная часть (prosencephalon) не содержит базальной пластинки и целиком происходит из крыловидной.
- Отделы головного мозга, содержащие производные обеих пластинок – средний, задний, продолговатый – часто объединяют названием «ствол мозга».
На этапе формирования нервных желобков дифференцировку вентральной части нервной трубки (базальной пластинки) и развитие мотонейронов оказывает регулирующее влияние фактор Shh (sonic hedgehog) секретируемый сначала нотохордой, а затем хордой и вентральной частью самой нервной трубки.
Что смотрит невролог у ребенка в 1 месяц?
Неонатолог-невролог объясняет, на что обратить внимание родителям младенца и как проходят осмотры у врача Первый год жизни — очень важный этап развития ребенка, поэтому за его состоянием в этот период пристально следят не только близкие, но и врачи. Помимо регулярного посещения педиатра, малышу потребуются и плановые неврологические осмотры.
- Чем занимается невролог, на что он обращает внимание, когда нужно к нему обращаться? Детский невролог занимается здоровьем центральной и периферической нервной системы малыша.
- Он исследует рефлекторные реакции младенца, приобретенные навыки, силу и тонус мышечной системы, координацию движений, удержание внимания и другие показатели работы мозга и нервной системы.
Невролог спрашивает маму младенца о том, как тот спит, часто ли срыгивает, как в целом себя ведет. На первом году жизни мама с младенцем посещают невролога 4 раза: в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Если с малышом все в порядке, других консультаций не потребуется.