Зрение у новорожденных — Глаз новорожденного ребенка видит мир не так, как глаз взрослого человека. Основные отличия зрения у новорожденного заключаются в следующем:
- Не умеет различать цвета, только оттенки серого. Максимальная острота зрения наблюдается на расстоянии около 25 см от глаза. Сама острота зрения резко снижена до 0,005–0,015 при норме 0,8–1,0. Светочувствительность снижена. Ребенок реагирует только на источник света, но не формирует зрительный образ.
Вопреки распространенному мифу, ребенок не видит мир вокруг перевернутым вверх ногами. Он вообще не очень хорошо различает зрительные образы, которые для малыша выглядят, скорее, как пятна разных оттенков серого. Однако развитие зрения в этом возрасте идет очень быстро уже месячный ребенок начинает фокусировать взгляд на большем расстоянии и видит основные цвета — красный, зеленый, оранжевый.
- Через неделю после рождения он учится различать выражения лица взрослого.
- К 4–6 неделе ребенок начинает смотреть в глаза и улыбаться маме.
- К трем месяцам ребенок уже может следить за предметами, различать лица и их выражение, узнавать тех, кто за ними ухаживает, отличать геометрическую форму и рассматривать предметы.
Важно! Радужная оболочка маленьких детей содержит небольшое количество пигментов, поэтому цвет глаз у новорожденных всегда голубой. Окончательно цвет глаз формируется в 10–12 лет.
Когда младенец начинает реагировать на маму?
Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Как видит ребенок в 1 месяц?
Как новорожденный видит месяц за месяцем? —
- 1-й месяц — новорожденный может смотреть на предмет, находящийся на расстоянии 30-40 см от него. В конце месяца он уже видит ярко-красные предметы.2-й месяц — малыш более пристально наблюдает за предметами и начинает следить за ними глазами. Он различает красный и зеленый.2–3 месяц — распознает черты лица. Развивается стереоскопическое зрение. В конце третьего месяца он может различать предметы с интенсивным желтым оттенком.4-й месяц — малыш уже может отличить голубой цвет.6-й месяц — в этот период малыш может различать формы, размеры и даже фактуру предметов.
Интересно, что младенцы в возрасте нескольких месяцев начинают улыбаться, когда видят свое отражение в зеркале. Они еще не знают, что это их силуэт, но это не имеет значения. Если вы хотите помочь ребенку развить зрение, помните, что палитра цветов, которую видит ребенок, расширяется постепенно.
Как ребенок понимает что я его мама?
Так как чаще всего человеком, успокаивающим ребенка, бывает мама, то уже в месячном возрасте в 20% случаев ребенок предпочитает маму другим окружающим. А в трехмесячном возрасте это явление наблюдается уже в 80% случаев. Ребенок дольше смотрит на маму, начинает узнавать ее по голосу, запаху, по звуку ее шагов.
Как месячный ребенок узнает маму?
Грудные дети узнают своих матерей по запаху. Новорожденные дети отличают запах матери от запаха другой женщины и предпочитают именно его.
Как малыш чувствует мамину любовь?
Ребята и зверята — Этологи (ученые, изучающие инстинкты) утверждают, что у различных животных развиваются именно те модели поведения, которые помогают им выжить в суровом мире. Детеныши рождаются на свет с запрограммированными формами поведения. Одна из них – держаться поближе к родителям, в этом случае малыши в большей степени защищены от опасностей.
Австралийский зоолог Конрад Лоренц заметил, что маленькие гусята начинают следовать за своей матерью почти сразу же после появления на свет. Эта связь помогает взрослым птицам защищать и обучать свое потомство. Доктор Лоренц также обнаружил, что лишенные матери дикие гусята, о которых в течение первых 24 часов из жизни заботился он сам, начинали следовать за ним, а не за другой гусыней.
Подчас эта трогательная привязанность причиняла ученому определенные неудобства: гусята предпочитали даже спать в его комнате, вместо того, чтобы расположиться на берегу реки, как это делали их сородичи. А вот другой любопытный пример. Американский психолог Гарри Харлоу проводил эксперименты с детенышами обезьян.
- Первоначальной его целью было выяснить, каким образом происходит у обезьян процесс научения.
- Для чистоты эксперимента он удалил из клетки обезьяну-маму и сам начал заботиться о маленьких обезьянках.
- К своему удивлению, Харлоу обнаружил, что разлука с матерью отразилась на маленьких обезьянках самым негативным образом.
Одни из них умерли. Другие были напуганы, раздражены и отказывались есть или играть. Стало ясно, что обезьянкам для хорошего самочувствия и успешного развития требуется нечто большее, чем регулярное кормление. Харлоу стал экспериментировать с «суррогатными матерями» – различными проволочными конструкциями.
- Одна «мама» снабжалась бутылочкой с пищей, а вторая – нет, у третьей было «лицо», четвертая была покрыта «шерстью», а пятая – лишь оголенной проволокой.
- Результаты оказались весьма впечатляющими.
- Обезьянки больше всего были привязаны к тем «мамам», к которым было приятно прижаться, т.е.
- к тем, что были покрыты теплой мягкой ворсистой тканью.
Наличие бутылочки с молоком не играло роли в развитии привязанности у детенышей. Они подходили к «холодной» металлической «маме», чтобы поесть, но никогда не прижимались к ней, не обнимали ее, не выражали других признаков «любви». А что же человеческие детеныши? Когда из блокадного Ленинграда чудом удавалось вывезти маленьких детей, в тылу им пытались создать самые лучшие условия, насколько, конечно, это было возможно для лихого военного времени.
- У них был кров, питание, относительно спокойная жизнь, и все-таки по непонятным причинам множество малышей умирало.
- Разлука с матерью оказалась для них непереносимой.
- Оказывается, даже у самых маленьких есть способы выразить свою любовь и привязанность.
- Это, как говорят психологи, сигнализирующее поведение – плач, улыбка, голосовые сигналы, взгляды.
Когда малыш чуть подрастет, он начнет, как хвостик, ползать и ходить за мамой, обнимать ее руками, карабкаться на нее, т.е. стремиться к физическому контакту. Согласитесь, что трудно проникнуться эмоциональной близостью к младенцу, который все время уворачивается от ваших объятий.
Когда ребенок начинает улыбаться и Агукать?
Жизнь малыша начинается с первого рефлекторного крика . В первые дни и недели жизни ребенок может выражать свое отрицание к неприятным ощущениям (боли, голоду, потребности во сне) криком, плачем, двигательным возбуждением. Постепенно, с каждым новым днем жизни плач ребенка становится разным, в зависимости от вызвавшей его причины, а мама малыша учится распознавать эти причины.
Наступает период так называемого « дифференцированного крика — плача » . Этот период считается очень важным как для эмоционального развития ребенка, так и для формирования устойчивой и адекватной связи в диаде «мать-дитя». Позднее плач начинает выражать не только физическое, но и душевное страдание ребенка.
Положительные эмоции в виде улыбки появляются у ребенка позднее, чем крик. Большинство авторов указывает на возраст появления улыбки у детей – в 4-6 недель . По нашим же наблюдениям, улыбка у малыша часто появляется в первые недели, а иногда, и в первые дни жизни.
Но в этом возрасте улыбка не является элементом общения с окружающими его взрослыми, а отражает лишь состояние полного физического комфорта. Первая так называемая « социальная улыбка » (то есть такая улыбка, которая направлена на общение) у ребенка появляется к 1-1,5 месяцам жизни. К возрасту 4-6 недель малыш улыбкой откликается на ласковые интонации голоса матери, на приближение ее лица.
К 2,5-3 месяцам ребенок, как правило, начинает гулить , нараспев повторяя гласные и гортанные звуки. В 3 месяца малыш уже использует свой голос, чтобы вступить в контакт с другими людьми: он «агукает», затем замолкает, смотрит на взрослого, ждет ответной реакции; когда взрослый отвечает ему, он ждет, пока тот закончит, и лишь потом снова «агукает».
Что видят грудные дети?
Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE У новорожденных глаза имеют все структуры, необходимые для нормального зрения, но дети еще не научились ими пользоваться. Детское зрение начинает развиваться с момента рождения. Первые недели и месяцы своей жизни, маленькие дети учатся видеть: развиваются навыки фокусировать взгляд, управлять синхронными движениями глаз, распознавать глубину изображения, развивать координацию в системе глаз-рука и делать выводы о пространстве. видят в чёрно-белых тонах и оттенках серого. Поскольку новорожденные могут фокусировать взгляд только на расстоянии 20-30 сантиметров, большая часть их зрения размыта. Маленькие дети сначала учатся сосредотачивать свой взгляд на лицах, затем постепенно начинают фокусировать яркие объекты, расположенные рядом с ними.
- Новорожденные способны сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете в течение нескольких секунд, но уже на 8-12 неделе жизни они должны начать следить своими глазами за людьми или двигающимися предметами.
- Сначала, ребенку нужно поворачивать голову, чтобы переместить свой взгляд, но на 2-4 месяце жизни он начинает поворачивать свои глаза в меньшей зависимости от поворота головы.
Когда дети начинают следить глазами за перемещающимися объектами, они начинают развивать свои навыки слежения и содружественности глаз. Маленькие дети еще не научились в полной степени совместно пользоваться своими глазами; они еще не обладают достаточным нейромышечным контролем, чтобы препятствовать пересечению зрительных осей их глаз.
- Это вызывает опасение у многих родителей, но 4-5 месячные малыши обычно приобретают навыки координировать движения своих глаз и косоглазие должно пройти.
- Если Вы замечаете косоглазие у Вашего ребенка в более старшем возрасте, то эта проблема должна быть поводом для обращения к офтальмологу.
- После четырех месяцев жизни дети начинают дотягиваться до предметов, начинает развиваться система координации глаз-рука.
Также в четырех месячном возрасте, зрительная система малышей развивается для способности видеть в полном цвете, и они готовы к изучению захватывающего нового мира! От четырех до шести месяцев. Поскольку маленькие дети учатся приподниматься, переворачиваться, сидеть и ползать, развивается система координации глаза-тело, поскольку они учатся управлять своим перемещением в пространстве. Более того, четырех-шести месячные малыши становятся вполне способными к координации в системе глаз-рука, могут направлять бутылочку с питанием в рот или свободно хватать предметы.
Когда малыш начинает улыбаться в ответ?
Особенная улыбка ребёнка обычно припасена для родителей и нескольких близких человек, которых они хорошо знают. Большинство детей начинают улыбаться своей особенной улыбкой в возрасте пяти месяцев. Эти улыбки — чрезвычайно выразительные и счастливые. Ваш малыш теперь узнаёт Ваше лицо и лица тех, кто о нём много заботится, и реагируют на них особенным образом.
Почему новорожденный ребенок улыбается?
Почему новорожденные улыбаются во сне — Для новорожденных детей все в этом мире такое новое и незнакомое, все время он узнает что-то необычное, набирается впечатлений и положительных эмоций. Почему новорожденные улыбаются во сне? А вот именно поэтому и улыбаются.
- Все эмоции и впечатления от пережитого дня отражаются в его снах.
- Но важно помнить, что и положительные, и отрицательные события влияют на сон одинаково .
- Поэтому врачи советуют не перегружать первое время малыша разнообразными развлечениями.
- Но если ваш новорожденный ребенок улыбается во сне, то прошедший день определенно принес ему море положительных эмоций.
Еще одной причиной, по которой новорожденный улыбается во сне, может быть смена фаз сна . Выделяют быструю и медленную фазы сна. При смене одной фазы на другу малыш может улыбаться, смеяться, двигать ручками и даже бормотать. Считается, что это нормальное явление.
Как новорожденный узнает папу?
Здравствуй, папа! — В Древнем Китае существовал ритуал знакомства с отцом. В самом начале беременности жены отец рассказывал малышу о том, что ждет его после рождения, рассказывал о его будущей семье, о себе самом. Если после этого ребенок оставался в материнской утробе, значит, он соглашался остаться в этой семье, принимал ее как свою.
- Примерно, с двадцатой недели, когда можно, положив руку на мамин живот, почувствовать толчки малыша, папа уже ведет с ним полноценный диалог.
- Ребенок прекрасно слышит и запоминает отцовский голос, его поглаживания или легкие постукивания.
- Кстати, после рождения контакт с папой тоже может успокоить плачущего младенца, ведь таким образом малыш вспоминает хорошо знакомые ощущения.
«Когда мой животик стал уже заметен, наш папа стал тоже «беременным». Разговаривает с пузом, гладит, целует, все очень нежно и мило, но без сюсюканья». «Мой сын еще до рождения прекрасно различал, кто прикасается к его «домику» – родители или кто-то чужой.
- С чужими он отказывался перестукиваться и сразу затихал, когда его просили откликнуться.
- А с папой у него было прекрасное взаимопонимание.
- Когда малыш начинал энергично толкаться по ночам, то успокоить его могли исключительно песни военных лет в папином исполнении».
- И когда папа чувствует движения своего малыша, беседует с ним и поет ему военные песни, куда только деваются его страхи и тревоги! Как бы между прочим, возникает идея о том, что роды, как и зачатие, это совместный процесс, требующий активного участия папы.
«Теперь наш папа –»беременный» по полной программе: желает быть в курсе всего происходящего, ходил с нами на УЗИ, сейчас, кстати, повез в женскую консультацию мой анализ. Заставляет гулять, делать гимнастику, беспокоится, когда устаю на работе. Мы вместе занимаемся на курсах, рожать собираемся вдвоем.
Почему ребенок все время зовет маму?
Полезно помнить, что мама есть мама: ее обязанность — контактировать с малышом, заботиться о нем, слушать и отвечать. За частыми повторениями «мама» и капризами прячется желание получить настоящее, а не формальное внимание — когда смотрят глаза в глаза, объятья без спешки, которые дарят чувство защищенности, спокойствия.
- Маленьким деткам полезно чувствовать маму рядом, причем чувствовать ее как «одно целое» с собой.
- Хорошо развиваются дети, которых мамы в раннем возрасте часто носили на себе, в слинге или эргорюкзаке .
- Тогда ребенок ощущает себя продолжением мамы.
- Если же ребенок постоянно кричит, зовет маму, дергает, не умолкая, значит, он не получает внимания в нужной ему форме и объеме.
И мамина задача — наполнить сына или дочь ощущением близости.
Почему новорожденный ребенок улыбается во сне?
Смотреть на спящих малышей — одно удовольствие. И очень часто они улыбаются во время сна. Только ли потому, что им снится что-то приятное? 18 мая 2022 В отличие от настоящей улыбки, которая возникает у малыша позже, существует форма улыбки, известная как «эндогенная». Она характерна для новорожденных. И не является результатом внешней стимуляции мышц. Младенцы улыбаются, а иногда даже смеются во сне из-за специфических функций мозга.
Это происходит из-за физиологических ритмов во время фазы сна с быстрыми движениями глаз, стадии, в которой мы видим сны. Улыбка ребенка — это ответ на сон. При этом невозможно понять содержание сна, так как младенцы не могут выразить свои мысли. Груднички используют улыбку как средство общения. Так ребенок может улыбаться, если ему снится родитель или опекун, любимая игрушка или домашнее животное.
Совсем маленькие дети также могут улыбаться, когда засыпают или просыпаются, — это реакция на приятные чувства, которые они испытывают в это время. Чтобы понять, почему д ети улыбаются во сне , нужно знать кое-что о стадиях сна. Двумя основными фазами сна являются небыстрые движения глаз (NREM) и быстрые движения глаз (REM).
- Ребенок начинает чувствовать сонливость, глаза слипаются, может открывать и закрывать в дремоте. Ребенок некрепко спит и просыпается, если слышит даже негромкие звуки и другие помехи. Стадия глубокого сна, когда ребенок спокоен и не двигается. Ребенок продолжает оставаться неподвижным, если его не разбудит громкий шум.
Ребенок входит в стадию первого цикла сна и переходит в последующие стадии, а потом проходит их наоборот, с последней по первую. При этом между всеми этими фазами у младенцев циклично наблюдается стадия сна с быстрым движением глаз. Это легкий сон , когда снятся сновидения и глаза быстро двигаются вперед и назад, что связано с обработкой снов мозгом.
- Электрические паттерны мозга во время быстрого сна аналогичны тем, которые появляются, когда мы бодрствуем.
- Это говорит о том, что сны во время возникают потому, что мозг имитирует реальность.
- Так что младенцы могут улыбаться или даже смеяться во сне из-за стимуляции мозга.
- Иногда у маленьких детей может быть рефлекторная улыбка, вообще не связанная с какой-либо реакцией на происходящее или эмоциями.
Большинство улыбок во сне происходит во время быстрой фазы сна, а поскольку новорожденные, как правило, спят более 16 часов в сутки , большая часть этого сна приходится как раз на эту фазу.
Когда ребенок начинает держать голову сам?
Особенности двигательного развития ребенка от 0 до 6 месяцев, а также полезные советы родителям — UNICEF Kazakhstan В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.
- В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер.
- Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову.
- К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку.
В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).
- К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот.
- В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).
С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину. Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками.
- Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев.
- Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.
- После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот.
Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5–6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным. В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой.
Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.
Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:
- Ребенок не вздрагивает от громких звуков в первые 2-4 недели жизни; Ребенок не замирает, слыша голос, в возрасте 2-4 недель; Ребенок в 3-4 месяца не поворачивает голову в сторону источника звука; У ребенка 3-4 месяцев нет оживления на голос матери; В 2-4 месяца у малыша не появляется гуление.
- Поэтому: главное, что нужно маленькому человеку – это присутствие, тепло и ВКЛЮЧЕННОСТЬ любящего взрослого, который откликается на его потребности и удовлетворяет их .
- Если на свой зов ребенок всегда получает отклик, если с ним играют, общаются, его ласкают, всячески показывая свою любовь, если его жизнь стабильна, упорядочена и свободна от страха, если рядом с ним внимательный, понятный, ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ взрослый, ребенок проникается к нему доверием и приобретает самое первое, самое важное ощущение, которое становится затем основой его дальнейшего развития.
- Примерно, с двадцатой недели, когда можно, положив руку на мамин живот, почувствовать толчки малыша, папа уже ведет с ним полноценный диалог.
- Ребенок прекрасно слышит и запоминает отцовский голос, его поглаживания или легкие постукивания.
- Кстати, после рождения контакт с папой тоже может успокоить плачущего младенца, ведь таким образом малыш вспоминает хорошо знакомые ощущения.
- С чужими он отказывался перестукиваться и сразу затихал, когда его просили откликнуться.
- А с папой у него было прекрасное взаимопонимание.
- Когда малыш начинал энергично толкаться по ночам, то успокоить его могли исключительно песни военных лет в папином исполнении».
- И когда папа чувствует движения своего малыша, беседует с ним и поет ему военные песни, куда только деваются его страхи и тревоги! Как бы между прочим, возникает идея о том, что роды, как и зачатие, это совместный процесс, требующий активного участия папы.
Как настроение мамы влияет на малыша?
Малыш так точно может понять чувства матери, что он сам начинает испытывать беспокойство и страх. Ребенок становится более раздраженным и начинает сильнее плакать, в результате мама чувствует себя еще хуже. Если мама чувствует себя комфортно и уверенно, то и ребенок чувствует спокойствие и защищенность.
В каком возрасте ребенок начинает откликаться на свое имя?
В каком возрасте ребенок начинает откликаться на свое имя?» — Каких-то определенных жестких норм здесь нет, но большинство современных детей обычно в возрасте около 4 месяцев уже узнают свое имя и начинают на него реагировать.
Когда у ребенка появляется привязанность к маме форум?
Ирина, а расскажите, пожалуйста, про связь ребёнка и мамы в возрасте до года, с точки зрения психологии. Как влияет на ребёнка (7 мес.) выход мамы на работу? Что делать с привязанностью малыша к маминой груди, если он привык успокаиваться только у мамы на руках, посасывая молочко, и, вдруг, его оставляют на весь день с няней и заставляют кушать из бутылочки? Спасибо. Если коротко отвечать на вопрос, то: связь мамы и ребенка до года – колоссальная, всеобъемлющая. Детеныш человека появляется на свет крохотным, беспомощным и беззащитным. Ему нужен рядом кто-то чуткий и надежный, кто будет удовлетворять его потребности – в еде, сне, комфорте, безопасности, успокоении, эмоциональном общении, любви.
Без любящего взрослого младенчику просто не выжить. И тут в дело вступают инстинкты. Сразу после рождения, когда малыша кладут маме на живот, происходит установление первого зрительного и телесного контакта – запечатление (импринтинг): мама запоминает своего ребенка, а ребенок – свою маму. Это послеродовое объятие в каком-то смысле – судьбоносный жизненный эпизод.
В первые часы и дни после родов через ношение на руках, баюканье, кормления грудью запускается инстинктивная «программа привязанности». Для малыша привязанность мамы означает, что он будет вовремя накормлен, ухожен, защищен и получит все, в чем будет нуждаться.
Американский психолог Э. Эриксон назвал его чувством базового доверия к миру . Базовое доверие — это интуитивная уверенность в том, что жить – хорошо (а если вдруг станет плохо, тебе помогут, тебя не бросят), что от внешнего мира не надо защищаться, что ему можно доверять.
В каком возрасте ребенок начинает реагировать на погремушки?
Что развивают погремушки? — Популярность погремушек возникла не случайно, при кажущейся простоте этот предмет стимулирует почти все органы восприятия, развивает мелкую моторику рук и учит мыслить логически. Младенец до двух месяцев следит за игрушкой в руках родителей, его привлекает исходящий от нее шум и яркий внешний вид.
Таким образом развивается зрение, восприятие звуков в пространстве и внимание, ребенок учится концентрации. Малыш от 2 до 6 месяцев уже не просто рассматривает погремушку, но и пытается ее схватить, притянуть к себе, тренируя координацию. Сжимая ее в ладошке, он учится владеть пальчиками и развивает пока еще слабые мышцы.
Ребенок от полугода уже без труда удерживает игрушку в руках и тянет ее в рот, развивая органы вкуса. В этот период покупать новую погремушку нужно чаще, чтобы давать ему возможность изучать разные текстуры.
Как новорожденный узнает папу?
Здравствуй, папа! — В Древнем Китае существовал ритуал знакомства с отцом. В самом начале беременности жены отец рассказывал малышу о том, что ждет его после рождения, рассказывал о его будущей семье, о себе самом. Если после этого ребенок оставался в материнской утробе, значит, он соглашался остаться в этой семье, принимал ее как свою.
«Когда мой животик стал уже заметен, наш папа стал тоже «беременным». Разговаривает с пузом, гладит, целует, все очень нежно и мило, но без сюсюканья». «Мой сын еще до рождения прекрасно различал, кто прикасается к его «домику» – родители или кто-то чужой.
«Теперь наш папа –»беременный» по полной программе: желает быть в курсе всего происходящего, ходил с нами на УЗИ, сейчас, кстати, повез в женскую консультацию мой анализ. Заставляет гулять, делать гимнастику, беспокоится, когда устаю на работе. Мы вместе занимаемся на курсах, рожать собираемся вдвоем.