Что такое трудности в обучении основные признаки?

Что такое трудности в обучении основные признаки
Определение понятия « трудность » Дети с трудностями в обучении — дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Что такое трудности в обучении?

В Международной классификации болезней трудности обучения определяются как расстройства развития школьных навыков, которые возникают из-за нарушения в обработке когнитивной информации, что во многом происходит в результате биологической дисфункции.

Какие недостатки и трудности памяти проявляются у младших школьников в учебной деятельности?

Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечётком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухо- зрительно- двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, законов,

Чем по мнению педагогов вызваны затруднения в обучении?

Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.

Какие трудности в обучении дошкольников встречаются в наше время?

Есть и другие проблемы в современном образовании, можно перечислить их очень много: проблемы развития произвольной памяти, речевого развития детей, проблемы обучения НОД. И все упирается в новые методики. Необходимо внедрение современных технологий и методик,отвечающих новому времени.

Какая память лучше развита у детей?

Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна, однако в ней имеются недостатки. У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

  • Это связано с преобладанием первой сигнальной системы.
  • Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.
  • Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память.

Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления. К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.

  • У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи.
  • Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.
  • Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала.

Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу. От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память.

  • Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала.
  • В процессе обучения в начальном звене школы «память ребенка становится мыслящей» (Эльконин Д.В.).
  • Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях: — усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным); — ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить. К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.

Какие виды памяти развиваются в учебной деятельности?

Память лежит в основе способностей каждого ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, т.е. память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Учителю необходимо построить процесс обучения так, чтобы добиться от учащихся максимального запоминания материала и его наиболее точного воспроизведения, а это возможно лишь тогда, когда психологические процессы приобретают произвольный характер.

Процесс развития памяти у детей будет протекать успешно, если учитель и родители будут строить его, учитывая индивидуальные особенности конкретного ребёнка: пользуясь рекомендациями, используя различные приёмы, способствующие хорошему запоминанию . Лучше всего это делать во время внеклассных мероприятий.

Но в последнее время на них практически не уделяется внимания развитию таких важных качеств, как память, мышление, восприятие и внимание. Даже в учебнике И.В. Дубровиной, Е.Е. Даниловой, А.М. Прихожан «Психология» говорится о том, что в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у младших школьников адекватных, рациональных приемов и способов запоминания.

Без специальной целенаправленной работы приемы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными . Память есть у всех живых существ, но у человека она достигает наиболее высокого уровня своего развития. Никакое другое живое существо в мире не располагает такими же мнемическими возможностями, какими обладает человек .

Память – психический процесс, включающий в себя процессы: запоминание, сохранение и последующее воспроизведении того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

  1. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти.
  2. И сама память немыслима вне других психических процессов .И.В.
  3. Дубровина, Е.Е.
  4. Данилова и А.М.
  5. Прихожан условно разделяют виды памяти на 3 группы: 1.
  6. Что запоминает человек (предметы, явления, мысли, движения, чувства).
  7. Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память.2.
Читайте также:  Когда ребенка можно оставлять на сон в саду?

Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память.3. Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, оперативная, долговременная . Двигательная или моторная память позволяет запоминать различные движения и действия, умения и навыки.

  1. Эмоциональная память помогает помнить переживания, эмоции, чувства, которые мы испытывали в каких-либо ситуациях.
  2. Смысловая или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, размышлений, словесных формулировок, понятий.
  3. Образная память – это вид памяти, связанный с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир.

В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую. Произвольная память предполагает наличие специальной цели — запомнить, которую ставит человек и производит волевые усилия, применяет для этого соответствующие приемы.

Какая память преобладает у школьников?

Особенности развития памяти у младших школьников — При работе с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать особенности памяти детей данного возраста, так как дифференцированный подход к обучению определяет более высокую обучаемость младших школьников.

  1. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е.
  2. оно опирается на конкретные представления и образы.
  3. В связи с этим у большинства учащихся начальных классов преобладает и образный тип памяти.
  4. Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий.

По мнению С.П. Бочаровой, такими условиями являются: — установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить; — заинтересованность: легче запоминается то, что интересно; — яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции; — образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания .

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Возрастной особенностью развития памяти младших школьников является то, что произвольное внимание у них развито сравнительно слабо, в отличии от непроизвольного.

А вот сосредоточиться учащемуся начальных классов крайне трудно, особенно если работа однообразна и неинтересна. Со временем память становится произвольной и управляемой. Известно, что память – наиболее тренированный познавательный процесс. Главное условие развития памяти – упражнение и тренировка.

Ведь именно на память в процессе обучения ложится особая нагрузка. От уровня развития мнемических процессов во многом зависит успешность обучения младших школьников. Перестроение мнемических процессов в детском возрасте заключается в том, что ребенок учится ставить перед собой сознательные цели (запомнить и вспомнить) и стремится достичь этих целей.

Однако переход от непроизвольной памяти к произвольной – это не одномоментный акт, а сложный процесс, который, по мнению Т.П. Зинченко, включает в себя два основных этапа. На первом этапе осуществляется выделение и осознание ребенком мнемической цели, на втором этапе формируются действия, соответствующие им, и операции .

  1. Сначала способы запоминания и припоминания очень примитивны.
  2. Это повторение задания за взрослым, проговаривание материала шепотом, прикосновение к картинкам, их пространственное перемещение и т.д.
  3. , а в процессе припоминания – возвращение к уже воспроизведенным звеньям.
  4. С точки зрения известного психолога П.П.

Блонского, прежде всего дети сохраняют в памяти, выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженного в словах .

Что такое ЗПР в школе?

30 Січня 2017 Друкувати цю новину Что такое трудности в обучении основные признаки С 1 сентября для детей с задержкой психического развития (ЗПР) набор в спецшколы и школы интернаты закрыт. Внедряя инклюзию, Кабинет министров постановил, что они будут учиться в инклюзивных или спецклассах обычных школ. Педагоги сомневаются – все ли дети смогут догнать сверстников и адаптироваться.

  1. Тем более, что запрос на обучение в спецшколах есть – сейчас там больше трех тысяч учеников.
  2. Что ждет сотни детей с ЗПР и какие риски несет изменение – в материале ЛІГА. net .
  3. Что такое ЗПР Задержка психического развития – это не диагноз.
  4. Его не существует, согласно международному классификатору болезней, соответственно и четких критериев для ЗПР нет.
Читайте также:  Сколько стоит месяц в детском саду?

Это синдром временного отставания психики или некоторых ее функций, как правило, у детей дошкольного возраста. «Это не табу, это не ярлык, из которого ребенок никогда не выйдет», – объясняет заведующая Киевской городской психолого-медицинско-педагогической консультации Алла Онанко.

  1. Именно там устанавливают у детей ЗПР.
  2. ЗПР – это не табу, это не ярлык, из которого ребенок никогда не выйдет У задержки есть два основных признака: задержка эмоционального и интеллектуального развития.
  3. У ребенка с ЗПР не сформирована мотивация к учебе, но интеллект сохранен, поэтому при условии правильной коррекции такие дети могут постепенно догнать своих сверстников.

Им дают дополнительный год в подготовительном классе и предполагается, что после начальной школы они смогут учиться по программе массовой школы. Однако есть нюансы, отмечает Онанко. При ЗПР конституционального происхождения ребенок просто еще не наигрался и ему сложно высидеть урок, но он скорее всего выровняется до пятого класса.

  1. При ЗПР органического происхождения в основе лежит поражение нервной системы.
  2. Такой ребенок не может догнать сверстников по уровню развития.
  3. «Такая категория детей есть и она немаленькая.
  4. И поэтому еще с 70-х годов вводилась система специального образования.
  5. На момент окончания начальной школы этих детей пересматривали и если видели, что они не готовы для обучения по массовой программе, они продолжали по программе для детей с ЗПР.

Программы есть, но согласно постановлению №753 таких детей теперь набирать в специальные школы не будут. Они должны учиться по 12-бальной системе», – пояснила заведующая консультации. Что изменило постановление Постановление №753 от 26.10.2016 прекращает набор учеников в подготовительные и первые классы специальных школ (школ-интернатов) для детей с задержкой психического развития с 1 сентября 2017 года.

Что является важным в обучении детей с ЗПР в школе?

Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их.

Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Детей с временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличия этих групп детей определяются двумя особенностями: — дети с ЗПР имеют трудности в овладении элементарной грамотой, счетом; — дети с ЗРП обладают значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и более высоким уровнем развития познавательной деятельности.

Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т.е.

  1. будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога.
  2. Задержка психического развития может быть обусловлена следующими причинами: — социально-педагогическими (отсутствие заботы родителей, нормальных условий для обучения и воспитания детей, педагогическая запущенность, нахождение ребёнка в трудной жизненной ситуации); — физиологическими (тяжёлые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, наследственная предрасположенность и др.) Выделяют две основные формы задержки психического развития: — задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы; — задержку развития, возникшую на ранних этапах жизни ребёнка и обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями.

  1. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным.
  2. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении.
  3. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.

В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке.

Какое мышление больше всего страдает у детей с ЗПР?

Особенности мышления детей с ЗПР. Особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети медлительные, пассивные, с замедленной речью, практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности, другие дети, несколько расторможенные, многословные, задают вопросы, касающиеся внешних свойств окружающих предметов.

  • Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым.
  • (Власова Т.А.
  • , Певзнер М.С.
  • , Мастюкова Е.М. и др.).
  • При ЗПР церебрально-органического происхождения страдают все виды процесса мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Читайте также:  Сколько времени нужно укладывать ребенка спать?

Менее затронутым оказывается наглядно-действенное мышление, что связано с замедленным формированием локомоторных функций, зрительно-моторной координации, более низкой общей психической активностью в младенчестве и раннем возрасте. Низкий уровень сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, что в наибольшей степени проявляется по показателям актуального уровня развития и оказывается в сотрудничестве со взрослым (зона ближайшего развития), приближенным к возрастной норме.

При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. (Низовцев М.А.). Возможности наглядно-образного мышления при ЗПР ограничены нечеткими, неустойчивыми, фрагментарными представлениями.

При ЗПР формирование образной стороны мышления (когда действия переходят из внешнего плана во внутренний, начинают совершаться в уме), появляется позже полутора — двух лет. В дошкольном возрасте дети работают методом проб и ошибок — выполняют задание в действенном плане.

  • (в норме способы примеривания и зрительного соотнесения — уровень наглядно-образного мышления).
  • Дошкольники и младшие школьники с ЗПР затрудняются в установлении закономерности по аналогии на невербальном материале, анализе и синтезе в конструктивной деятельности.
  • При выполнении наглядных задач нуждаются в нескольких попытках и в помощи, нуждаются в помощи в виде выделения условий задачи или решения задания в наглядно-действенном плане.

(Монкявичене О.П.). В наибольшей степени отставание наблюдается на уровне операций словесно-логического мышления, детям сложно решать задачи без опоры на наглядность. Особые трудности школьники с ЗПР испытывают при установлении логических связей между понятиями по аналогии.

В чем проявляется особенность младших школьников в связи с несовершенством регулирующей функции коры головного мозга?

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Какая память у умственно отсталых детей?

 Данная статья рассматривает специфику произвольной памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Память в психолого-педагогической литературе рассматривается как основа психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания, она лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

  1. Ключевые слова: память, ребенок, умственная отсталость, произвольная память, запоминание, материал, учащийся.
  2. Произвольная память играет большую роль в освоении учениками основной образовательной программы начального общего образования, так как в процессе обучения в школе дети должны научиться обладать способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, воспринимать и анализировать сообщения и тексты, использовать широкий спектр логических операций и тому подобное.

Это влечет за собой их успешность в овладении универсальными учебными действиями. По Р.С. Немову одной из главных причин трудностей у детей с интеллектуальными нарушениями в школьном обучении является снижение произвольной памяти. Учебный процесс опирается преимущественно на произвольную память, поэтому без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение в школе .

  • Несмотря на наличие в учебной и научной литературе материала по вопросам развития произвольной памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью (А.И.
  • Блинова, А.В.
  • Брушлинский, Л.С.
  • Выготский, Г.М.
  • Дульнев, Л.В.
  • Занков, А.А.
  • Катаева, У.Е.
  • Кузнецова, В.И.
  • Лубовский, Е.М.
  • Мастюкова, Нᡃ.Г.
  • Морозова, В.Г.

Петрова, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьёв, Стребелева, Г.Е. Сухарева, Ж.И. Шиф и др.), тема исследования является, на наш взгляд, не достаточно широко освещенной, так как в научной литературе мало внимания уделяется вопросу развития произвольной памяти у детей данной категории.

  1. Цель данной работы — изучить особенности развития произвольной памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
  2. Задачи исследования: 1) Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по вопросу памяти и ее особенностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости; 2) Изучить особенности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.

По определению, данному Л.Д. Столяренко, « память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания» .