Определение понятия « трудность » Дети с трудностями в обучении — дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Что такое трудности в обучении?
В Международной классификации болезней трудности обучения определяются как расстройства развития школьных навыков, которые возникают из-за нарушения в обработке когнитивной информации, что во многом происходит в результате биологической дисфункции.
Какие недостатки и трудности памяти проявляются у младших школьников в учебной деятельности?
Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечётком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухо- зрительно- двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, законов,
Чем по мнению педагогов вызваны затруднения в обучении?
Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.
Какие трудности в обучении дошкольников встречаются в наше время?
Есть и другие проблемы в современном образовании, можно перечислить их очень много: проблемы развития произвольной памяти, речевого развития детей, проблемы обучения НОД. И все упирается в новые методики. Необходимо внедрение современных технологий и методик,отвечающих новому времени.
Какая память лучше развита у детей?
Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна, однако в ней имеются недостатки. У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
- Это связано с преобладанием первой сигнальной системы.
- Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.
- Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память.
Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления. К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.
- У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи.
- Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.
- Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала.
Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу. От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память.
- Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала.
- В процессе обучения в начальном звене школы «память ребенка становится мыслящей» (Эльконин Д.В.).
- Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях: — усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным); — ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить. К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.
Какие виды памяти развиваются в учебной деятельности?
Память лежит в основе способностей каждого ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, т.е. память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Учителю необходимо построить процесс обучения так, чтобы добиться от учащихся максимального запоминания материала и его наиболее точного воспроизведения, а это возможно лишь тогда, когда психологические процессы приобретают произвольный характер.
Процесс развития памяти у детей будет протекать успешно, если учитель и родители будут строить его, учитывая индивидуальные особенности конкретного ребёнка: пользуясь рекомендациями, используя различные приёмы, способствующие хорошему запоминанию . Лучше всего это делать во время внеклассных мероприятий.
Но в последнее время на них практически не уделяется внимания развитию таких важных качеств, как память, мышление, восприятие и внимание. Даже в учебнике И.В. Дубровиной, Е.Е. Даниловой, А.М. Прихожан «Психология» говорится о том, что в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у младших школьников адекватных, рациональных приемов и способов запоминания.
Без специальной целенаправленной работы приемы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными . Память есть у всех живых существ, но у человека она достигает наиболее высокого уровня своего развития. Никакое другое живое существо в мире не располагает такими же мнемическими возможностями, какими обладает человек .
Память – психический процесс, включающий в себя процессы: запоминание, сохранение и последующее воспроизведении того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.
- Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти.
- И сама память немыслима вне других психических процессов .И.В.
- Дубровина, Е.Е.
- Данилова и А.М.
- Прихожан условно разделяют виды памяти на 3 группы: 1.
- Что запоминает человек (предметы, явления, мысли, движения, чувства).
- Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память.2.
Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память.3. Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, оперативная, долговременная . Двигательная или моторная память позволяет запоминать различные движения и действия, умения и навыки.
- Эмоциональная память помогает помнить переживания, эмоции, чувства, которые мы испытывали в каких-либо ситуациях.
- Смысловая или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, размышлений, словесных формулировок, понятий.
- Образная память – это вид памяти, связанный с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир.
В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую. Произвольная память предполагает наличие специальной цели — запомнить, которую ставит человек и производит волевые усилия, применяет для этого соответствующие приемы.
Какая память преобладает у школьников?
Особенности развития памяти у младших школьников — При работе с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать особенности памяти детей данного возраста, так как дифференцированный подход к обучению определяет более высокую обучаемость младших школьников.
- Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е.
- оно опирается на конкретные представления и образы.
- В связи с этим у большинства учащихся начальных классов преобладает и образный тип памяти.
- Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий.
По мнению С.П. Бочаровой, такими условиями являются: — установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить; — заинтересованность: легче запоминается то, что интересно; — яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции; — образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания .
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Возрастной особенностью развития памяти младших школьников является то, что произвольное внимание у них развито сравнительно слабо, в отличии от непроизвольного.
А вот сосредоточиться учащемуся начальных классов крайне трудно, особенно если работа однообразна и неинтересна. Со временем память становится произвольной и управляемой. Известно, что память – наиболее тренированный познавательный процесс. Главное условие развития памяти – упражнение и тренировка.
Ведь именно на память в процессе обучения ложится особая нагрузка. От уровня развития мнемических процессов во многом зависит успешность обучения младших школьников. Перестроение мнемических процессов в детском возрасте заключается в том, что ребенок учится ставить перед собой сознательные цели (запомнить и вспомнить) и стремится достичь этих целей.
Однако переход от непроизвольной памяти к произвольной – это не одномоментный акт, а сложный процесс, который, по мнению Т.П. Зинченко, включает в себя два основных этапа. На первом этапе осуществляется выделение и осознание ребенком мнемической цели, на втором этапе формируются действия, соответствующие им, и операции .
- Сначала способы запоминания и припоминания очень примитивны.
- Это повторение задания за взрослым, проговаривание материала шепотом, прикосновение к картинкам, их пространственное перемещение и т.д.
- , а в процессе припоминания – возвращение к уже воспроизведенным звеньям.
- С точки зрения известного психолога П.П.
Блонского, прежде всего дети сохраняют в памяти, выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженного в словах .
Что такое ЗПР в школе?
30 Січня 2017 Друкувати цю новину С 1 сентября для детей с задержкой психического развития (ЗПР) набор в спецшколы и школы интернаты закрыт. Внедряя инклюзию, Кабинет министров постановил, что они будут учиться в инклюзивных или спецклассах обычных школ. Педагоги сомневаются – все ли дети смогут догнать сверстников и адаптироваться.
- Тем более, что запрос на обучение в спецшколах есть – сейчас там больше трех тысяч учеников.
- Что ждет сотни детей с ЗПР и какие риски несет изменение – в материале ЛІГА. net .
- Что такое ЗПР Задержка психического развития – это не диагноз.
- Его не существует, согласно международному классификатору болезней, соответственно и четких критериев для ЗПР нет.
Это синдром временного отставания психики или некоторых ее функций, как правило, у детей дошкольного возраста. «Это не табу, это не ярлык, из которого ребенок никогда не выйдет», – объясняет заведующая Киевской городской психолого-медицинско-педагогической консультации Алла Онанко.
- Именно там устанавливают у детей ЗПР.
- ЗПР – это не табу, это не ярлык, из которого ребенок никогда не выйдет У задержки есть два основных признака: задержка эмоционального и интеллектуального развития.
- У ребенка с ЗПР не сформирована мотивация к учебе, но интеллект сохранен, поэтому при условии правильной коррекции такие дети могут постепенно догнать своих сверстников.
Им дают дополнительный год в подготовительном классе и предполагается, что после начальной школы они смогут учиться по программе массовой школы. Однако есть нюансы, отмечает Онанко. При ЗПР конституционального происхождения ребенок просто еще не наигрался и ему сложно высидеть урок, но он скорее всего выровняется до пятого класса.
- При ЗПР органического происхождения в основе лежит поражение нервной системы.
- Такой ребенок не может догнать сверстников по уровню развития.
- «Такая категория детей есть и она немаленькая.
- И поэтому еще с 70-х годов вводилась система специального образования.
- На момент окончания начальной школы этих детей пересматривали и если видели, что они не готовы для обучения по массовой программе, они продолжали по программе для детей с ЗПР.
Программы есть, но согласно постановлению №753 таких детей теперь набирать в специальные школы не будут. Они должны учиться по 12-бальной системе», – пояснила заведующая консультации. Что изменило постановление Постановление №753 от 26.10.2016 прекращает набор учеников в подготовительные и первые классы специальных школ (школ-интернатов) для детей с задержкой психического развития с 1 сентября 2017 года.
Что является важным в обучении детей с ЗПР в школе?
Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их.
Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Детей с временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличия этих групп детей определяются двумя особенностями: — дети с ЗПР имеют трудности в овладении элементарной грамотой, счетом; — дети с ЗРП обладают значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и более высоким уровнем развития познавательной деятельности.
Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т.е.
- будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога.
- Задержка психического развития может быть обусловлена следующими причинами: — социально-педагогическими (отсутствие заботы родителей, нормальных условий для обучения и воспитания детей, педагогическая запущенность, нахождение ребёнка в трудной жизненной ситуации); — физиологическими (тяжёлые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, наследственная предрасположенность и др.) Выделяют две основные формы задержки психического развития: — задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы; — задержку развития, возникшую на ранних этапах жизни ребёнка и обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.
Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями.
- Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным.
- Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении.
- Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.
В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке.
Какое мышление больше всего страдает у детей с ЗПР?
Особенности мышления детей с ЗПР. Особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети медлительные, пассивные, с замедленной речью, практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности, другие дети, несколько расторможенные, многословные, задают вопросы, касающиеся внешних свойств окружающих предметов.
- Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым.
- (Власова Т.А.
- , Певзнер М.С.
- , Мастюкова Е.М. и др.).
- При ЗПР церебрально-органического происхождения страдают все виды процесса мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Менее затронутым оказывается наглядно-действенное мышление, что связано с замедленным формированием локомоторных функций, зрительно-моторной координации, более низкой общей психической активностью в младенчестве и раннем возрасте. Низкий уровень сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, что в наибольшей степени проявляется по показателям актуального уровня развития и оказывается в сотрудничестве со взрослым (зона ближайшего развития), приближенным к возрастной норме.
При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. (Низовцев М.А.). Возможности наглядно-образного мышления при ЗПР ограничены нечеткими, неустойчивыми, фрагментарными представлениями.
При ЗПР формирование образной стороны мышления (когда действия переходят из внешнего плана во внутренний, начинают совершаться в уме), появляется позже полутора — двух лет. В дошкольном возрасте дети работают методом проб и ошибок — выполняют задание в действенном плане.
- (в норме способы примеривания и зрительного соотнесения — уровень наглядно-образного мышления).
- Дошкольники и младшие школьники с ЗПР затрудняются в установлении закономерности по аналогии на невербальном материале, анализе и синтезе в конструктивной деятельности.
- При выполнении наглядных задач нуждаются в нескольких попытках и в помощи, нуждаются в помощи в виде выделения условий задачи или решения задания в наглядно-действенном плане.
(Монкявичене О.П.). В наибольшей степени отставание наблюдается на уровне операций словесно-логического мышления, детям сложно решать задачи без опоры на наглядность. Особые трудности школьники с ЗПР испытывают при установлении логических связей между понятиями по аналогии.
В чем проявляется особенность младших школьников в связи с несовершенством регулирующей функции коры головного мозга?
Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Какая память у умственно отсталых детей?
Данная статья рассматривает специфику произвольной памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Память в психолого-педагогической литературе рассматривается как основа психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания, она лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
- Ключевые слова: память, ребенок, умственная отсталость, произвольная память, запоминание, материал, учащийся.
- Произвольная память играет большую роль в освоении учениками основной образовательной программы начального общего образования, так как в процессе обучения в школе дети должны научиться обладать способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, воспринимать и анализировать сообщения и тексты, использовать широкий спектр логических операций и тому подобное.
Это влечет за собой их успешность в овладении универсальными учебными действиями. По Р.С. Немову одной из главных причин трудностей у детей с интеллектуальными нарушениями в школьном обучении является снижение произвольной памяти. Учебный процесс опирается преимущественно на произвольную память, поэтому без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение в школе .
- Несмотря на наличие в учебной и научной литературе материала по вопросам развития произвольной памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью (А.И.
- Блинова, А.В.
- Брушлинский, Л.С.
- Выготский, Г.М.
- Дульнев, Л.В.
- Занков, А.А.
- Катаева, У.Е.
- Кузнецова, В.И.
- Лубовский, Е.М.
- Мастюкова, Нᡃ.Г.
- Морозова, В.Г.
Петрова, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьёв, Стребелева, Г.Е. Сухарева, Ж.И. Шиф и др.), тема исследования является, на наш взгляд, не достаточно широко освещенной, так как в научной литературе мало внимания уделяется вопросу развития произвольной памяти у детей данной категории.
- Цель данной работы — изучить особенности развития произвольной памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
- Задачи исследования: 1) Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по вопросу памяти и ее особенностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости; 2) Изучить особенности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
По определению, данному Л.Д. Столяренко, « память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания» .