Каковы причины детского кризиса 3 лет? Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации, которая непрерывно накапливается.
Как понять что у ребенка Кризис 3 лет?
Семь симптомов кризиса — Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Впервые их выявила и описала Э. Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка».Л.С.
- Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
- Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.
- Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
- Своеволие — стремление ребёнка всё делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
- Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.
- Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается всё то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
- Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать всё, что он требует.
Сколько по времени длится кризис трех лет?
Когда ожидать начало кризиса трехлетки В зависимости от индивидуальных особенностей характера, методов воспитания и отношения родителей основные проявления могут продолжаться на протяжении от 2-4 месяцев до полутора лет и более.
Как проявляется кризис трех лет и в чем его психологическая сущность?
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 2 «Калинка» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ Выполнила воспитатель: Муслимова Х.Х. Нижневартовск 2016 г. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Введение 3 2. Психическое развитие ребенка третьего года жизни 4 3.
- Психолого-педагогическая характеристика кризиса трех лет 8 4.
- Основные выводы 14 5.
- Список использованной литературы 16 1.
- Введение Внимание исследователей к кризису трех лет является вполне обоснованным.
- Так, являясь нижней границей дошкольного возраста, именно этот период развития во многом определяет формирование предпосылок психологической готовности детей к обучению в школе, то есть верхнюю границу дошкольного возраста.
Есть данные, свидетельствующие о том, что новообразование кризиса трех лет создает основу для психического и личностного развития только в том случае, если оно включено в новообразование стабильного дошкольного периода развития . В противном случае данное новообразование, будучи самодовлеющим само по себе, может привести к искажению психического развития и потребует целенаправленной коррекционной работы.
В последнее время предметом многочисленных теоретических и экспериментальных исследований стали подростковый и юношеский кризисы, жизненные кризисы взрослого человека. В то же время кризис трех лет сравнительно мало изучен. Помимо этого, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, некоторые данные о кризисе трех лет, полученные в разных исследованиях, не согласуются между собой.
Это связано с определенными теоретическими разногласиями во взглядах исследователей, с недостатком конкретных знаний об особенностях развития детей в эти периоды и с методическими трудностями при изучении детей в критических возрастах. Кризис трех лет традиционно связывают с комплексом симптомов, куда входят негативизм, упрямство, своеволие, стремление к деспотическому управлению взрослыми, строптивость, протест-бунт и обесценивание взрослых.
- Все они располагаются вокруг оси социальных отношений.
- Тяжесть течения кризиса зависит от характера общения ребенка с окружающими.
- Новообразованиями кризиса трех лет называют личное действие и сознание «я сам» (Д.Б.
- Эльконин), систему Я (Л.И.
- Божович), чувство уверенности в себе (Э. Эриксон).
- Спорным был и остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении.
Если лет двадцать назад еще предпринимались попытки решения этого вопроса (например, вычленялся своеобразный комплекс поведенческих проявлений, названный «гордостью за достижение» и выступающий в качестве внешнего коррелята центрального новообразования критического возраста) , то с овременные исследователи уходят от решения данной проблемы, обобщая: «центральным психологическим новообразованием кризиса трех лет является осознание ребенком себя в качестве отдельного и самостоятельного субъекта» либо измеряя кризис трех лет непсихологическими понятиями: «уровнем инициативной активности и целеполагания, или автономностью ребенка» и «уровнем сформированности потребности и способности действовать без помощи взрослых, или его самостоятельностью» .