Причины возникновения детского стресса — Самыми распространёнными источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы: — Переезды и расставания с близкими людьми — Развод родителей — Невнимание со стороны родителей (настоящее или мнимое) — Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей — Буллинг (травля со стороны сверстников) — Резкая смена режима или распорядка дня — Начало и конец учебного года — Экзамены и подготовка к ним — Увлечение агрессивными компьютерными играми — Нехватка важных витаминов и микроэлементов (определяется лечащим врачом на основании ряда анализов) Стресс может возникнуть даже у детей до года.
Как проявляется стресс у детей?
На наличие психологического стресса у ребенка указывают следующие признаки: —
- Эмоциональная неустойчивость – легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи. Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления (преимущественно в сторону его понижения), повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления. Нарушение сна: трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения. Нарушение обмена веществ , нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда. Частые простудные заболевания , особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов. Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи – энурез, недержание кала, энкопрез, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивания мышц лица), мигание, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц – звуки типа «кх-кх», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осознаются и не замечаются ребенком, и очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения. Невротические реакции – кратковременные переживания в ответ на действия психотравмирующих факторов – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заостренные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта. Патологические привычки – упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.
Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом состоянии и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся начало посещения детского сада или школы, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, а также острая или длительная психотравмирующая ситуация.
Какая ситуация может оказаться стрессовой для ребенка?
Признаки стресса у ребенка. Родителям о важном
Стресс у детей Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми (Оскальд Уайльд) Помимо питания, одежды и крыши над головой, самое главное в жизни ребенка – это эмоциональная безопасность. Если у ребенка достаточно эмоциональных связей в первые годы жизни, то он растет психологически здоровым.
- Что необходимо ребенку? Безопасность и уверенность в том, что его любят.
- Эмоциональный стресс – состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.
- Какие факторы вызывают стрессовые ситуации у детей: Биологические факторы: — поражения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы; — задержка психического развития; — соматические заболевания.
Психологические факторы: — эмоциональная чувствительность. Социальные факторы: — нарушение адаптации к детскому коллективу; — неблагополучный микроклимат в семье, условия воспитания ребенка. Травмирующее воздействие могут оказывать ситуации: 1. Связанные с утратой или отсутствием чувства защищенности (жестокость или эмоциональное отвержение в семье, развод, гиперопека, появление нового члена семьи, языковая или культурная отгороженность семьи).2.
- Вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи (посещение детского сада, госпитализация).
- У детей дошкольного возраста могут появиться депрессивные симптомы.
- Ребенок, утратив имеющееся благополучие или лишившись объекта любви, может переживать чувство беспомощности и пассивного смирения.
- Среди соматических симптомов стресса отмечаются: — расстройства пищевого поведения, кишечные колики, потеря массы тела, энурез, энкопрез, головные боли, тики и др.
— нарушения поведения, замещающие расстройства настроения (отказ от участия в живых эмоциональных играх, затруднения при концентрации внимания в процессе занятий, ухудшение усвоения знаний, стремление к уединению или, наоборот, в поисках поддержки нежелание покинуть общество взрослого, легкое вступление в ссоры, аутоагрессия, появление таких вредных привычек, как сосание пальцев, откусывание ногтей и др).
- У детей дошкольного возраста наблюдается раздражительность, плаксивость, аффективные вспышки, апатия, страхи, а также нарушения интеллектуального и речевого развития.
- Рекомендации для родителей и педагогов 1.
- Учите детей находить адекватные, ориентированные на нравственные ценности, способы взаимодействия с окружающим миром.2.
Создавайте ситуации успеха, с помощью которых ребенок сможет поверить в себя.3. Давайте ребенку посильные задания, не требуя выполнения слишком сложного для него поручения.4. Ставьте перед ребенком реальные и определенные цели (лучше учиться, выполнять правила поведения, вовремя делать уроки и др.) 5.
Что вызывает стресс у подростков?
Наиболее частые причины стресса у подростков : Изменения в теле, происходящие в результате физиологического созревания. Если изменения происходят раньше или позже, чем у сверстников, вероятность стресса увеличивается. Конфликты со сверстниками, моральное, физическое давление, жестокость, насилие, выделение групп.
Как стресс влияет на развитие ребенка?
Беременность – прекрасное время, когда мама готовится ко встрече с будущим малышом. Однако именно в этот момент женщина часто находится в состоянии повышенной эмоциональности, когда даже пустяк может вызвать слезы и истерику. Учеными доказано, что частые и продолжительные стрессы во время беременности могут нанести вред будущей маме и ее крохе. Причины повышенной нервозности беременных Физиологические:
- изменение гормонального фона, которое провоцирует излишнюю эмоциональность, раздражительность, плаксивость;
- проявления токсикоза: тошнота, изменение вкусовых предпочтений;
- неприятные физические ощущения, особенно в последнем триместре беременности.
Психологические:
- неуверенность в завтрашнем дне, финансовые проблемы, отношения с отцом ребенка;
- волнения, связанные с протеканием беременности и приближающимися родами.
Очевидно, что поводов для беспокойства у будущих мамочек предостаточно. Но специалисты предостерегают, что беременным нужно постараться как можно меньше нервничать. Чем опасны стрессы во время беременности? 10 причин избегать стрессов в период беременности
- Сильные нервные переживания могут привести к выкидышу. Негативные эмоции влияют на гормональный фон женщины, что чревато гипертонусом матки. В первом триместре это может спровоцировать выкидыш, в последнем – преждевременные роды.
- Стрессы и нервы во время беременности ослабляют иммунитет, что увеличивает частоту простудных заболеваний, способствует обострению хронических болезней.
- У женщин, постоянно нервничающих во время беременности, дети с пороками развития рождаются чаще.
- Чрезмерная раздражительность и тревожность будущей мамы может быть причиной проблем со сном у новорожденного.
- Адреналин, выбрасывающийся в кровь во время стресса, сужает сосуды, что приводит к гипоксии плода (нехватке кислорода). Хроническая гипоксия может вызвать патологии органов, неврологические проблемы, задержку внутриутробного развития.
- Нервозность беременной женщины вызывает повышение уровня «гормона стресса» (кортизола) и в организме плода. Это увеличивает риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы будущего малыша.
- Постоянные стрессы во время беременности вызывают асимметрию в расположении ушей, пальцев, конечностей плода.
- Раздражительность и нервозность будущей мамы часто приводит к нарушениям в формировании нервной системы эмбриона, отчего в будущем страдают такие функции мозга, как мышление, память, восприятие, внимание.
- Отрицательные переживания передаются крохе, находящемуся в утробе, отчего он может родиться чрезмерно возбудимым и импульсивным, или, наоборот, боязливым, робким, инертным.
Что такое детский стресс?
Что такое детский стресс? — Детский стресс – это нарушение привычного уклада жизни для малыша . У ребенка сформировалась привычка жить определенным образом, он находится в комфорте. Нарушая или задевая этот комфорт, мы вызываем защитную реакцию организма в виде стресса, так как модели поведения у ребенка нет (приспособиться, изменить ситуацию и т.д.).
Какие могут быть последствия стресса?
Как возникает стресс? — Когда конфликтная ситуация требует быстрой реакции и немедленного ответа, в организме срабатывают заложенные природой механизмы адаптации. Стресс нарушает деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.).
Стресс может выражаться в, например, повышенном давлении, невозможности «отключиться» ночью или в выходные дни. Люди, подверженные стрессам, часто чувствуют себя усталыми, «выжатыми». Различные мелочи, замечания настолько раздражают, что могут вывести человека из себя на целый день. Стресс ослабляет силы сопротивляемости организма, вызывает изменения в вегетативной нервной системе, в гормональных железах и в обмене веществ.
Биохимические реакции при стрессе протекают в ускоренном темпе, повышая энергетический потенциал организма и позволяя реагировать на угрозу с утроенной силой. Надпочечники увеличивают выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором.
Гипоталамус, «эмоциональный центр» мозга, передает сигнал гипофизу и коре надпочечников, которая повышает синтез гормонов и выброс их в кровь. Гормоны, которые вырабатываются при стрессе, необходимые в физиологических количествах для нормальной работы организма, в больших количествах вызывают множество нежелательных реакций, ведущих к заболеваниям.
Гормоны изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию, повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и провоцируя возникновение аллергических реакций. Учащается пульс, повышаются давление и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым.
Отрицательное действие гормонов и других отрицательных факторов усугубляется тем, что современный человек в отличие от первобытного при стрессе редко пускает в ход мышечную энергию. Поэтому биологически активные вещества ещё долго циркулируют в крови в повышенных концентрациях, не давая успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам.
В мышцах гормоны (глюкокортикоиды) в высокой концентрации вызывают распад нуклеиновых кислот и белков, что при длительном действии приводит к дистрофии мышц. В коже эти гормоны тормозят рост и деление фибробластов, что приводит к истончению кожи, ее лёгкой повреждаемости, плохому заживлению ран.
Что вызывает у вас стресс?
Смена места жительства или работы, монотонный вид деятельности, развод, смерть близкого человека; информационная перегруженность; отсутствие отдыха достаточного для восстановления психики; психоэмоциональная напряженность, вызванная риском, цейтнотом, повышенной нагрузкой, новизной ситуации или ее неопределенностью.
Как понять что у подростка стресс?
Подростки испытывают эмоциональные и физические симптомы стресса, включая чувство страха или беспокойства, усталость, склонность откладывать дела на потом или невыполнение заданий, чувство перегру енности, негативные мысли и изменения в ре име сна.
Как стресс влияет на жизнь подростка?
В повседневной жизни мы нередко используем термин «стресс», но каждый человек понимает его по-своему. Первым термин стресс ввел канадский ученый Ганс Селье. Он говорил, что «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».
- По его мнению, стресс это все то, что нарушает нормальное взаимоотношение организма человека со средой.
- Стресс можно назвать сложной системой взаимодействия между человеком и его окружением.
- Оно воздействует на человека.
- Если это воздействие определяется человеком как что-то новое, то это вызывает перенапряжение.
Подросток сталкивается с множеством проблем, отрицательное воздействие которых приводит к возникновению стрессового состояния. Также появлению стресса способствуют проблемы дома (семейные конфликты, родительская жестокость и т.д.). Все это сказывается на успеваемости ученика, его отношении со сверстника и педагогами, следовательно, возникают все новые и новые стрессовые ситуации.
Подростковый возраст — один из самых тяжелых периодов в жизни человека. Подросток очень впечатлителен и любой конфликт может обернуться душевной травмой. Поэтому подростковые стрессы встречаются очень часто. Стрессы у подростков могут возникать в следствии как серьезных неприятностей, так и незначительной обиды.
Самые сильные стрессы возникают в результате крайне опасной ситуации (насилие). Несомненно, такие тяжелые стрессовые ситуации возникают у любого человека, но больше всего они ранят психику именно подростка. В этот возрастной период психика ребенка полностью меняется, и ребенок становится на пути во взрослую жизнь.
- Если в этот сложный, переходный период психика ребенка подвержена стрессу, то он вряд ли может стать гармоничной и доброжелательной личностью.
- Вследствие постоянных стрессов может развиться комплекс неполноценности, различные фобии или замкнутость.
- Другими серьезными причинами появления стресса у подростков могут стать смерть близкого человека или развод родителей.
Ребенок в данный возрастной период близко к сердцу воспринимает все семейные конфликты. Другой причиной появления стресса у подростка могут являться неуспеваемости в школе. Также давят на психику слишком высокие требования учителей. Плюс ко всему этому причиной являются перегрузки в спортивной, творческой деятельности.
Смена школы так же может повлечь за собой тяжелые последствия. Стресс в подростковом возрасте может стать причиной ухудшения физического и психического здоровья. Подростки, столкнувшиеся со стрессом, имеют очень низкий иммунитет и чаще болеют. Стресс может перерасти в депрессию. В переходном возрасте депрессия может вести за собой суицид.
Одним из признаков появления стресса у подростков может быть отдаление от сверстников. Ребенок становится замкнутым. Он не уверен в собственных силах, заниженная самооценка. С точки зрения психологии причиной плохого настроения или чувства неуверенности может стать стресс.
Что будет если много нервничать и плакать?
Стресс может быть длительным или краткосрочным, но он определенно плохо влияет на наш организм. Давно известна фраза — «все болезни от нервов». Какие же болезни могут появиться от нервов и как быть, если ваша жизнь сплошной стресс? По данным опроса ВОЗ у 20 % населения Земли причины болезней стоит искать в психоэмоциональной сфере.
- гипертония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, ревматоидный артрит, проблемы с щитовидной железой, нейродермит.
Стрессу подвержены не только люди, но и животные. В каком-то смысле вся наша жизнь — это сплошной стресс, но страшны скорее последствия нервного напряжения. Если человек не может удовлетворить свои потребности, то это тоже может быть причиной болезней.
- Сначала мы всегда пытаемся адаптироваться к каким-то стрессовым ситуациям, однако это не поможет развить стрессоустойчивость, а только истощит силы организма.
- «Я в детстве из всех сказок считал самой глупой «Принцессу на горошине», а когда стал заниматься психологией, понял, что это одна из самых психологических сказок.
Есть люди, которые горошину начинают воспринимать как стресс, а есть люди, которых можно ударить о бетонную плиту, и они поблагодарят за то, что давно хотели почесаться», — отмечает заведующий Научного центра психического здоровья Академии наук Сергей Ениколопов.
Фото: pixabay. com/adamkontor Чаще всего «нервный» человек сталкивается с болезнями сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. В первую очередь стресс «бьет» по сердцу, учащается пульс или пропадает нормальный ритм, повышается давление, сердце начинает работать нестабильно.
- В конечном итоге, человек может заболеть тахикардией или аритмией.
- Кроме того, стресс может стать причиной развития гастрита, язвенной болезни, синдрома раздраженного кишечника.
- Также он приводит к перееданию или наоборот к отказу от пищи, а у некоторых могут возникать боли в животе.
- «От острого стресса бывает инфаркт и инсульт, высокое давление, гипертония, весь спектр сердечно-сосудистых заболеваний – в первую очередь.
Во вторую – все, что связано с желудочной системой: это и язва, и гастриты, и прочее: просто потому, что выбрасываются гормоны. Третье – психологическое и психиатрическое, и здесь реакция на стресс, на горе, на то, что называется посттравматическим синдромом», —рассказывает заведующий Научного центра психического здоровья Академии наук Сергей Ениколопов.