Психологические проблемы дошкольников У всех детей время от времени бывает плохое настроение, тревожность, внезапная грусть или даже истерики, что очень беспокоит их родителей.
Как определить психологические проблемы?
Сущность, характеристики, виды психологических проблем — Замечание 1 Психологическая проблема ‒ это проблема, которая носит психологический характер, то есть «внутренний» для человека, соединенный с его картиной мира, ценностями, противоречивыми потребностями, межличностными отношениями и т.п.
- Продолжительность существования и острота являются важными характеристиками психологических проблем.
- Так, выделяют хронические психологические проблемы, с которыми человек живет долгое время и остро образовавшиеся проблемы.
- Психологические проблемы имеют также индивидуальные отличительные черты проявления, т.е.
одну и ту же проблему различные люди воспринимают по-разному, дают оценку и переживают ее. При этом в практической деятельности специалист, как правило, сталкивается не с одной отдельной психологической проблемой, а с концепцией взаимообусловленных, взаимосвязанных проблем и результативность деятельности во многом зависит от системного подхода к решению проблематики, а не отдельной проблемы личности.
- Индивидные психологические проблемы . Проблемы, которые связаны с биологической сутью человека: трудности в сексуальной области, различного рода неуправляемые страхи и тревожные состояния, расстройства психологического здоровья, неудовлетворенность своей внешностью, физическими данными и т.п.
- Субъектные психологические проблемы . Проблемы, которые связаны с выполнением субъектом направленной деятельности, их вызывают: недостаток воли, навыков и умений, знаний, недостаточный уровень интеллекта и прочих способностей, спутанность в задачах деятельности, недостаток энергии и т.п. Весьма часто субъектные психологические проблемы могут маскироваться под другие проблемы.
- Личностные психологические проблемы . Проблемы, которые связаны с местом человека в обществе: комплекс неполноценности, трудности с имиджем, сложности в отношениях с партнером, с детьми и прочими членами семьи (проблемы в семье), коллегами, друзьями и врагами, трудности в коллективе, ролевые проблемы и т.д.
- Индивидуальностные проблемы . Проблемы, которые связаны с процессом самореализации и достижением долговременных целей: чувство пустоты бытия, утрата смыслов привычной деятельности, переживания, дефицит времени, экзистенциальные страхи, утрата самоуважения, переживание непреодолимых препятствий при достижении целей, неожиданные кризисы (смерть близкого человека, потеря важного имущества), трудности в бизнесе и в профессиональной деятельности и т.д.
Нужно так же сказать, что проблем, которые связаны с психологией, достаточно много. Но можно обозначить самые распространенные психологические проблемы.
Что происходит с ребенком когда на него кричат?
Семь веских причин, почему никогда не стоит кричать на своих детей. Если вы хотите быть хорошими родителями, никогда не совершайте подобных ошибок.
- Из-за криков у ребёнка может возникнуть психологическая травма. Психологи пришли к выводу, что если родители часто кричали на ребёнка в детстве, то в подростковом возрасте у него может возникнуть глубокая депрессия. Из-за детской травмы у таких подростков есть сложности с самооценкой, они склонны лгать взрослым по любому поводу и не готовы рассказывать о своих проблемах даже в самых тяжёлых ситуациях. Крик показывает беспомощность родителей. Психологически устойчивый человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта вряд ли будет срываться на маленького ребёнка. Скорее он выйдет из комнаты, переведёт дух и только потом объяснит, что так делать нельзя. Крик же говорит только о том, что мама или папа не знает, что делать в данной ситуации и не может найти в себе силы, чтобы сдержаться. Крик не помогает воспитании. Он вызывает у ребёнка только чувство обиды и беспомощности. Добиться искренних слов извинения и признания ошибок после конфликта, который проходил на повышенных тонах, вряд ли удастся. Крик приводит к агрессии. Не секрет, что дети «зеркалят» поведение родителей. Но кричать или бить в ответ они не смогут из-за того, что их статус в семье ниже. Именно поэтому они начинают проявлять агрессию по-другому: драться на детских площадках, бить одноклассников и унижать учителей. Кстати, доказано точно, что подростки, устраивающие в школах травли одноклассников, обычно страдают от недостатка внимания в семье. Крик ничем не лучше физического насилия. Конечно, если твоему ребёнку уже 13-14 лет, он может дать тебе отпор и ответить тем же, то есть накричать и уйти, хлопнув дверью. Но маленькие дети не могут позволить себе так вести себя по отношению к взрослым. Выходит, что, когда ты кричишь на ребёнка, ты автоматически унижаешь его, ведь происходящее больше напоминает психологическое насилие над ребёнком, который не в силах защитить себя. Крик физически вредит здоровью ребёнка. Доказано, что ребёнок, на которого все кричат, обречён на проблемы со здоровьем. Учёные сделали вывод, что грубость родителей ухудшает работу мозга, сердечно-сосудистой системы и даже может привести к ожирению. А исследование психиатров показало, что словесные оскорбления, унижения или упрёки, сказанные мамой или папой в порыве гнева, могут значительно и надолго изменить структуру детского мозга. Криком можно разрушить любовь. Дети всё воспринимают буквально. И когда самый дорогой человек на свете на него кричит, малыш думает, что родители его больше не любят, или ещё хуже — ненавидят. И какие бы слова не были сказаны позже, ситуация запоминается на уровне подсознания. Это может привести к тому, что ребёнок будет ощущать себя угнетённым и напуганным, станет во всём повиноваться, лишь бы только получить ту самую родительскую любовь.
Автор: Помощник санитарного врача Надежда Колдавеа Источник: Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области в Шиловском районе» Источник: Unsplash Чем меньше вы уделяете ребенку внимания — тем хуже может становиться его поведение, а следом и психоэмоциональное состояние. В стремлении компенсировать недостаток родительского тепла и общения ребенок может стать агрессивным, депрессивным и замкнутым.
Почему ребенок плохо ведет себя в школе?
► Психически нервный ребенок! Как отличить \
Причины плохого поведения в школе — Австрийский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс (Rudolf Dreikurs) всю жизнь изучал деструктивное поведение детей. Он верил, что его можно корректировать без чередования наказаний и вознаграждений. В своих работах он выделил четыре «ошибочные цели плохого поведения ребёнка»: 1.
- Ребёнок требует к себе внимания.
- Когда «хороших» методов оказывается недостаточно, он начинает отвлекать учеников на уроке, прерывать учителя и просто дурачиться.
- Часто дети ведут себя так, если взрослые обращают внимание только на плохое поведение, а хорошее воспринимают как должное.
- Или когда им вдруг становится не до него.
Например, если в семье произошли изменения: переезд, развод или появление нового члена семьи. В младших классах это случается, если ребёнок не успел социализироваться до школы. Своим поведением он пытается добиться того же внимания, которое получал дома.
- 2. Школьник хочет добиться уважения сверстников и старших, но не знает, как это сделать.
- Поэтому конфликтует с учителями и всячески воюет со школьными правилами.
- Обычно таким образом ребёнок стремится обезопасить себя: нападает первым, потому что боится стать жертвой.
- Чтобы помочь ребёнку почувствовать себя значимым, нужно дать ему больше самостоятельности — например, поручить несложные дела по дому, хвалить и отмечать школьные успехи.
3. У ребёнка накопились обиды на одноклассников, учителей или родителей, и он хочет отомстить. Зачастую гнев выплёскивается на взрослых или более слабых учеников. Важно найти и устранить причины накопленных обид. Разбираться с последствиями не менее важно, но лучше всего делать это со специалистом.
- Психолог поможет ребёнку понять свои недовольства, страхи и прожить их безопасно для себя и других. 4.
- Ребёнок, отчаявшийся достичь успеха, сдаётся.
- Он становится безразличным и беспомощным, не реагирует на просьбы учителя и может весь урок заниматься своими делами.
- Далеко не всегда такое поведение вызвано скукой — чаще всего ученик просто не верит в свои силы.
Ребёнок не может быть плохим во всём — что-то у него точно получается. Важно замечать его достижения и обсуждать, что ему нравится делать и как ему это удаётся. Позже эти алгоритмы он сможет перенести на другие ситуации. У плохого поведения могут быть и другие причины.
Почему дети врут психолог?
Все люди лгут. В среднем обычный человек врёт трижды за десятиминутную беседу с незнакомцем. Ложь сглаживает острые моменты в серьёзных беседах и смягчает не самые приятные новости. Осознанно врать люди начинают рано — с трёх-четырёх лет. Что заставляет детей обманывать, в каких случаях это оправданно и как бороться с детским враньём — разбиралась Ирина Захарова.
- В 1989 году Майкл Льюис, Кэтрин Стангер и Маргарет Салливан из Института исследования детского развития провели довольно простой эксперимент : детей помещали в комнату с игрушкой и запрещали смотреть на нее.
- Потом исследователи покидали комнату и записывали все действия ребенка на камеру.
- Большинство трехлетних во время эксперимента смотрели на игрушку, а когда их об этом спрашивали, врали.
Когда тот же эксперимент провели на детях постарше, результат был еще более драматичным. Каждый пятилетний ребенок смотрел на игрушку и каждый врал об этом. Дети обманывают из-за страха, стыда, хвастовства, реже — из личной выгоды, пишет американский психолог Пол Экман в книге «Почему дети лгут?» .
Независимо от причин, детская ложь чаще всего выводит взрослых из себя. Они не знают, как на нее реагировать, они чувствуют себя преданными и делают то, что кажется им наиболее логичным: отчитывают провинившегося ребенка. Однако все психологи в области лжи уверены, что наказание — не самое эффективное оружие против обмана, намного важнее найти его первопричину.
«Что делать, если вы заподозрили ребенка во лжи? Самое главное, попытаться не реагировать в раздражении, не позволять вырваться гневу, порожденному болью, досадой и чувством, что вас предали». Пол Экман «Почему дети лгут?» Самый частый мотив для обмана — страх.
- Около 70% опрошенных детей утверждали, что врали, потому что боялись наказания или гнева взрослых.
- И в этом нет ничего удивительного, особенно если наказание действительно строгое или же ожидания родителей слишком завышены.
- Банальный пример — школьная успеваемость.
- Если систематически повторять ребенку, что он должен учиться только на «отлично» и ругать за плохие оценки, то любая «тройка» будет расцениваться им как серьезный проступок, рядом с которым умолчание или даже небольшие махинации с неугодной оценкой в дневнике будут выглядеть безобидно.
Взрослые слишком многого ожидают от обычного второклассника, отсюда и ложь — ребенок пытается оправдать их ожидания любыми способами Еще пример — любимая ваза. Вы еженедельно говорите сыну: «Осторожно, это дорогая ваза, если ты ее разобьешь, мало не покажется».
Однажды неловкий мальчик поскальзывается и задевает рукой фарфоровый предмет декора: ваза разбивается в осколки. Конечно же, он сделал это не специально, по большому счету он и не виноват в случившемся, но мальчик знает — за проступком последует наказание. Скорее всего, он до последнего будет отрицать свою вину.
Дети врут и из более меркантильных побуждений — чтобы получить то, что никак иначе они получить не смогут. Например, ваша дочь знает, что за выполненное домашнее задание ей полагается шоколадная конфета. Она очень устает, сил на математику совсем не остается, а вот конфету съесть хочется.
Почему ребенок лжет психология?
Систематическая ложь является симптомом какого-то неблагополучия в жизни ребенка. это свидетельство не моральных, а, скорее, психологических проблем ребенка. — Основные причины, почему ребенок может сказать неправду:
- Одна из главных причин лжи в любом возрасте – страх. Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут. Малыши легко признаются в проступках, пока их за эти проступки не начинают наказывать. Если кроха молчит в ответ на грозный вопрос родителя: «Это ты сделал?», значит, опыт наказания у него уже есть. Это молчание – по сути, первая в жизни ложь. Придумать историю в свое оправдание малыш еще не может, остается только молчать или плакать, или отрицать очевидное. Такое поведение ребенка может быть связано с тем, что родители бывают слишком жестокими или непоследовательными в своем поведении. Ребенок может быть слишком трудным, чтобы соответствовать их ожиданиям, а родители могут быть не способны принимать ребенка таким, какой он есть. Тогда ребенок вынужден прибегать ко лжи ради самосохранения. Такая ложь может привести к тому, что между вами и ребенком уходит доверие, потому что он вас боится и не может сказать правду. Детский обман может быть спровоцирован большим количеством запретов. Если взрослые постоянно твердят «нельзя», тогда, с трудом перенося обилие запретов и соблазнов, ребенок идет на хитрость. Так маленький обман становится способом получить то, о чем он мечтает, что невозможно добыть другим путем, или путь этот пока еще не ясен. Еще одной важной причиной может быть желание добиться любви и похвалы. Ребенок начинает хвалиться несуществующими успехами, привирает, приукрашивает уже существующие, чтобы добиться поощрения родителей. Обычно родители таких детей требуют от ребенка слишком многого. Обман может быть связан с желанием самоутвердиться, выглядеть в глазах взрослых или детей необыкновенным. В ответ на успехи сверстников ребенок может рассказать о своих вымышленных подвигах, богатстве родителей и т.д. (что может быть признаком сниженной самооценки). Исследования показали, что дети из неблагополучных семей лгут чаще. Им объективно труднее соревноваться со сверстниками в учебе, в наличии игрушек, интересном досуге, и они поддерживают свой статус ложью. Очень часто причиной детской лжи становится слишком горячее желание взрослых воспитать вежливого, доброго, интеллигентного человека. Исключительно из лучших намерений родители учат ребенка скрывать свои эмоции, не разрешают ему (да и самим себе) говорить о своих негативных чувствах. Например, когда ребенок говорит, что не любит брата, он слышит: «Нельзя так говорить!» Побудить к обману может и задетое самолюбие. Например, если ребенок не может ответить своим обидчикам, он может начать придумывать истории, в которых выглядит героем. Такие истории имеют психотерапевтический эффект и помогают малышу справиться с действительностью. Очень часто причиной детской лжи становится слишком горячее желание взрослых воспитать вежливого, доброго, интеллигентного человека. Исключительно из лучших намерений родители учат ребенка скрывать свои эмоции, не разрешают ему (да и самим себе) говорить о своих негативных чувствах.
- Причиной психологической травмы может стать даже единожды перенесённое физическое (в том числе сексуальное ) насилие.
- Травма зачастую имеет отсроченные, но весьма серьёзные последствия для жертвы.
- Многие жертвы страдают от посттравматического стрессового расстройства , для некоторых это заканчивается пособием по нетрудоспособности .
- Психологические травмы нарушают здоровую психику и могут приводить к психическим расстройствам .
- На пограничном уровне могут появляться как временные ощущения дискомфорта , так и устойчивые состояния с наличием изменённых образований, которые ослабляют иммунитет , работоспособность и адаптивные способности мышления.
- Поэтому, очень сложно построить здоровые отношения.
- В этом случае вся драма разворачивается в личности индивида и решить ее можно только психологическими способами.
- Для этого нужно, чтобы женщина из примера, изменила свое убеждение о всех мужчинах, которое и является внутренней преградой для достижения цели.
- Любую психологическую проблему, с которой сталкивается личность мы можем рассматривать как эмоциональную фиксацию на достижении недостижимой цели или на преграде, которая блокирует адекватные действия.
- А пока проблема не решена, психика человека пытается адаптироваться к своим хроническим страданиям и применяет массу уловок, которые помогают приспособиться к проблеме, не решая ее.
Какие могут быть психологические травмы?
Основные сведения — Наибольшее распространение понятие «психологическая травма» получило в рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 1980-х годов кризисной психологии. Психологическая травма — переживание особого взаимодействия человека и окружающего мира, сильное потрясение.
В позитивистских теориях ( нормативная психология , нормативный психоанализ и нормативный менеджмент ) на основе тождества законов мышления и деятельности в типичности организации интеллекта выделяются виды психологических травм. По интимно-личностным последствиям психологические травмы делятся на биологические и личностно-разрушительные, приводящие к психосоматическим заболеваниям , неврозам , реактивным состояниям .
Наиболее яркими примерами психологических травм являются унижение и угроза жизни и здоровью. Психологические травмы на фоне тяжёлого стресса кодируются по МКБ 10 — F43 (острая реакция на стресс) . При развитии неврастении им присваивают код F48.0 . Разрушительная сила психической травмы зависит от индивидуальной значимости травмирующего события для человека, степени его психоэмоциональной защищённости (силы духа) и устойчивости к тем или иным факторам.
Одним из последствий травмы является неспособность жертвы доверять другим людям и обществу в целом. Последствия травмы могут усугубиться, если, пережив насилие, жертва сталкивается с недоверием окружающих, которые встают на сторону агрессора ( виктимблейминг ).
Массированные (катастрофические), внезапные и острые травмы могут приводить к клиническим состояниям, при которых появившиеся изменённые состояния ( посттравматический эффект с обоснованием) могут приносить вред здоровью, вызывать уход от соблюдения норм социальной жизни человека ( социальный престиж , возможность самоутверждения , уважения окружающих людей и т.п.).
Что такое проблема в психологии?
Что такое психологическая проблема? — Психологическая проблема – это невозможность удовлетворить то или иное сильное стремление (влечение, потребность, мотив), но причины проблемы находятся в психике человека, в его внутреннем мире. Например, женщина хочет создать семью, но предыдущий негативный опыт отношений кричит ей, что все мужчины непорядочные, лгут и предают.
Сложность состоит в том, что это убеждение основано на травматических переживаниях прошлого, которые дали ей убеждения о негативных качествах мужчин. Психика держится за это убеждение, так как боится боли, как бы фиксируется на нем. И если удастся убрать эту фиксацию, освободить негативные чувства, то проблема решиться.
Которые в свою очередь приводят к искажениям в жизни эмоционального состояния.