Что такое санпин в детском саду?

Что такое санпин в детском саду
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (

Какие правила и нормы существуют в доу?

Основные правила поведения в детском саду. — Дети должны:

  • Проявлять уважение к старшим;
  • Обращаться к воспитателям и младшим воспитателям по имени, отчеству и на «Вы», к незнакомым взрослым — тоже на «Вы» Старшие дошкольники пропускают вперед младших дошкольников; мальчики — девочек.
  • Уважительно и вежливо относиться к работникам детского сада.
  • Спускаться и подниматься по лестницам, держась за поручни, соблюдать дистанцию, не толкать и не перегонять друг друга.
  • Не кричать, говорить спокойно.
  • Дошкольники должны проявлять внимание и осторожность во время еды.
  • Дети 5-7 лет должны знать номера телефонов экстренной помощи , а также свой домашний адрес и номер домашнего телефона.
  • Помогать другим, когда им нужна помощь;
  • Аккуратно обращаться с игрушками и другими предметами развивающей среды, а также со своими и чужими вещами;
  • Выполнять требования воспитателей и других работников детского сада.

В детском саду запрещено , поскольку представляет опасность для жизни и здоровья детей:

  • Залезать на подоконники, шкафы, оборудование помещений, здания;
  • Бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и дверей, открывающихся в коридор и в других местах, не приспособленных для игр;
  • Использовать не в соответствии с их назначением спортивные и игровые конструкции на территории детского сада;
  • Детям не разрешается ходить по коридорам без сопровождения взрослого во время переноски горячей пищи;
  • Толкать друг друга, бросаться предметами в детей и взрослых применять физическую силу;
  • Детям самостоятельно (без разрешения воспитателя и сопровождающего взрослого) уходить из детского сада и с его территории;
  • Приносить и использовать в детском саду и на его территории колющие и режущие предметы, зажигалки, пиротехнические изделия, газовые баллончики, сигареты, таблетки и другие предметы, представляющие угрозу для жизни и здоровья детей;
  • Употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать другим.
  • Бегать на территории и в здании детского сада без разрешения взрослых; устраивать драки, участвовать в драках;
  • Пинать, щипать, кусать других детей;
  • Ломать игрушки и оборудование.
  • Без разрешения взрослых покидать групповую комнату
  • Совершать действия, которые могут причинить вред здоровью, как себе, так и окружающим;
  • Брать в рот посторонние предметы (как в группе, так и на территории д/с), пить воду из-под крана;
  • Брать чужие личные вещи детей и взрослых.
  • Дети должны сообщать о плохом самочувствии воспитателям или другим работникам детского сада.

Основные правила поведения в группе.

  • Не пользоваться сломанными игрушками, оборудованием.
  • Соблюдать осторожность, если необходимо пройти по мокрому полу.
  • Во время раздачи пищи дети не должны находиться возле столов.
  • Не трогать моющие средства, не прикасаться к электроприборам и розеткам.

    Где должны храниться расчески в детском саду?

    Кто, кто в шкафчике живет? У каждого малыша в детском саду есть свой шкафчик, который кроме всего прочего является его личным пространством. Давайте откроем его и посмотрим, что должно находиться в нем, и узнаем, как навести в своем шкафчике порядок.

      Комплект сменного белья: мальчикам — шорты, трусики, колготки, майка, футболка; девочкам — колготки, трусики, майка, футболка, юбка или платье. В теплое время — носки, гольфы. Два пакета для хранения чистого и использованного белья. Расческа (независимо от длины волос) в пакете или футляре. Сменная обувь в матерчатом мешке. Спортивная форма (майка, шорты) и обувь на резиновой подошве для занятий в спортивном зале. Чешки для музыкальных занятий, спортивная форма и обувь для занятий физкультурой Одежда для пребывания в группе. Не допускается ношение одной и той же пары джинсов, брюк как на прогулке, так и в помещениях детского сада. Белье, одежда и прочие вещи могут быть промаркированы.

    Итак, на самой верхней полке лежат головные уборы, шарфы и перчатки. Верхняя одежда висит на крючке. На самой нижней полке стоит сменная обувь (в матерчатом пакете). Все остальное должно быть убрано в пакеты, которые тоже вешаются на крючки рядом с верхней одеждой.

    В группе у ребенка должна быть одежда, дающая возможность при необходимости одеться и полегче, и потеплее. Активность детей в течение дня различна. Поэтому в одежде, в которой во время занятий ребенку было комфортно, может запросто стать жарко во время подвижных игр. Обувь для детского сада (и для улицы, и для группы) лучше выбирать исходя из того, чтобы ребенок мог обуть ее и застегнуть сам.

    Это может быть обувь вообще без застежек, на липучках или молнии, высший пилотаж для ребенка — шнурки, в общем, рассчитывайте на его возможности. Обувь без задников (шлёпанцы) в детском саду носить запрещается!!! Одежда так же должна быть подобрана с учетом того, что ваш ребенок сможет по максимуму одеться самостоятельно — предпочтите вещи с минимумом застежек и завязок, с широким воротом, не тугими резинками на поясе, без пуговиц на плечах и совсем под шеей, а так же такие вещи, чтобы определить, где зад и перед, было как можно легче (например, картинки впереди).

    Кроме того, одежда должна быть максимально удобной и комфортной, помните, ваш ребенок проведет в ней почти целый день. Если для занятий, например в спортивном зале, требуется отдельная форма, то она так же хранится в пакете, который висит в шкафчике на крючке. Расческу (и запасные заколки или резинки для девочек) лучше хранить в шкафчике в пакете или футляре.

    В группу запрещается приносить продукты питания, поэтому никаких сладостей, печенья в шкафчике быть не должно. Старайтесь сами и помогайте вашему малышу поддерживать порядок в его шкафчике, так ему будет легче понять и запомнить, где и что находится и при необходимости он сможет с легкостью воспользоваться всеми нужными ему вещами.

    Сколько должны длиться занятия в детском саду?

    МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Дюймовочка» с. Русский Акташ» Альметьевского муниципального района РТ/ Рус Акташы авылы муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе 1 нче катнаш төрдәге балалар бакчасы «Төймәкәй». — Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям Уважаемые родители! Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г № 91(выписки из СанПин): 12.3.

    1. После перенесено заболевания, а также отсутствия более3 дней ( за исключением выходных и праздничных дней), детей принимают в дошкольные организации только при наличие справки участкового врача- педиатра.12.5.
    2. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часовПри температуре воздуха ниже минус 15* С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

    Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15* С и скорости ветра более 15 м/с для детей 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20* С и скорости ветра более 15 м/с.12.7. Для детей 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов.12.9.

    1. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
    2. При реализации образовательной программы ДОУ для детей ясельного возраста 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 мин.
    3. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня ( по 8-10 мин).12.10.

    Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополните5льному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе ( дети четвертого года жизни) – 11 занятий, в средней группе ( дети пятого года жизни) – 12 , в старшей группе ( дети шестого года жизни) – 15, в подготовительной ( дети седьмого года жизни) – 17 занятий.

    1. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а с в старшей и подготовительной – трех.12.11.
    2. Продолжительность занятий для детей 4 года жизни – не более 15 минут, для детей 5 года жизни- не более 20 минут, для детей 6 года жизни- не долее 25 минут, а для детей 7 года жизни- не более 30 минут.12.12.

    Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю. длительность этих занятий- не более 20-30 минут в зависимости от возраста детей.12.13. Занятия по дополнительному образованию ( студия, кружок, секция и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.

    Что нужно знать воспитателю по Санпину?

    Режим дня — Прием ребенка в детский сад осуществляется только после предъявления специальной медицинской справки. При отсутствии такого документа заведующая ДОУ может отказать в зачислении ребенка в группу, так как состояние его здоровья может быть угрозой для других воспитанников.

    Воспитатели отвечают за ежедневный прием детей в группу. Они осматривают детей самостоятельно или вместе с медсестрой ДОУ. Если у ребенка выявляются признаки болезни, малыша оправляют домой, если проблемы выявлены при приеме в сад, или оставляют в кабинете медработника до прихода родителей. Дневной сон для воспитанников должен быть не менее 2 часов.

    В течение дня детям полагается гулять на свежем воздухе 2 – 4 часа, это время можно разделить на 2 прогулки. Частота питания обусловлена продолжительностью нахождения воспитанников в детском саду. При пребывании менее 5 часов ребенка кормят один раз. В режим дня входят и занятия.

    Кто моет горшки в детском саду?

    В группах детского сада, где обычно количество детей доходит до тридцати, справиться одному сотруднику сложно. Основному воспитателю группы помогает в работе младший, или нянечка. Любые действия, всё, что делает младший воспитатель в детском саду, выполняются под руководством главного педагога и по инструкции.

    1. Нянечка чистит сантехнику и моет горшки, делает уборку, проветривает, кормит детей, помогает одеться и выводит на прогулку.
    2. От того, как выполняют обязанности нянечки в детском саду, напрямую зависит комфорт малыша, покормят ли его, наденут зимой варежки на прогулку, помогут переодеть грязную одежду и прочие мелочи.

    Ведь дети ещё только учатся самостоятельности. Основное, что входит в обязанности младшего воспитателя в детском саду, — это строго соблюдать санитарные правила по уборке помещений группы и требований по бытовому обслуживанию детей. А вот вопрос, младший воспитатель — это педагогический работник или нет, вправе ли он воспитывать детей и давать советы, вызывает часто сомнение у родителей.

    1. Развитием и обучением занимается основной педагог в группе, а помощник участвует в подготовке к занятиям, присматривает за детьми на прогулке, помогает улаживать детские конфликты и успокаивает малышей.
    2. Особенно важно присутствие младшего воспитателя в ясельных группах, где малыши требуют повышенного внимания, часто капризничают, не умеют сами одеваться и частенько пачкают одежду во время еды и занятий.

    Чтобы одеть маленьких воспитанников на прогулку, няне требуется большой запас терпения и сил. Роль этих помощников воспитателей в адаптации каждого ребенка в учреждении и в обучении необходимым навыкам обслуживания трудно переоценить. Размер заработной платы совершенно не привлекает в детские сады такого рода сотрудников, часто няням приходится брать на себя работу в нескольких группах детсада. Требования к работнику Работа с малолетними детьми связана с большой ответственностью. ВАЖНО! Должность предлагают совершеннолетним людям со средним специальным образованием либо средним общим, дополненным профессиональной подготовкой в области образования и педагогики.

    1. Предполагается, что в должностные обязанности младшего воспитателя в детском саду в 2021 входит помощь педагогу-воспитателю в учебно-воспитательном процессе, активное участие в жизни группы и детсада, например, в организации праздничных утренников или сопровождении детей в кукольный театр.
    2. Существуют определенные требования к работе младшего воспитателя в детском саду.

    Они включают не только санитарно-бытовые навыки. Работнику следует знать:

    • основы педагогики и детской психологии;
    • физиологические особенности дошкольников;
    • методики учебно-воспитательной деятельности;
    • права ребенка;
    • правила оказания первой помощи;
    • детский режим дня;
    • санитарно-гигиенические нормы;
    • внутренний распорядок в детсаду;
    • правила пожарной безопасности.

      Как мыть игрушки по Санпину?

      Игрушки, которые поставляются в детские дошкольные учреждения должны обладать всеми необходимыми качествами, которые перечислены в санитарных докумен тах. Последняя редакция документа с изменениями и нововведениями была принята в 2016 году. Требования СанПиН 2.4.1.3049-13 должны выполняться всеми дошкольными организациями как государственной, так и частной формы собственности.

      Наиболее распространено разделение игрушек по принципу игрового назначения: сюжетно-образные, дидактические, технические, спортивные, театральные, музыкальные, строительные и игрушки-забавы. С гигиенических позиций классифицируют игрушки по материалу, из которого они изготовлены, и возрастной адресованности.

      С учетом важной роли игрушки во всестороннем развитии ребенка в настоящее время определены требования. Предупредительный санитарный надзор за игрушками и другими товарами для детей осуществляется на уровне министерства просвещения и здравоохранения РФ. Что такое санпин в детском саду В соответствии с документом производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально психолого-педагогического заключения не допускаются. Игрушки не должны оказывать негативного влияния на здоровье, эмоциональное состояние ребенка, провоцировать ребенка на агрессивные действия, вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам.

        В игрушках не допускается применение древесины с червоточинами и сучками, набивочных материалов, содержащих твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическая стружка, щепки, осколки стекла или пластмассы и другое, горючих газов и горючих жидкостей. В игрушках для детей до 3 лет не допускается применение меха, кожи, стекла, ворсованной резины, картона и бумаги, а также полимерных недублированных пленок толщиной менее 0,038 мм, целлулоида, набивочных гранул размером 3 мм и менее без внутреннего чехла, наполнителей игрушек, подобных погремушкам, размер которых во влажной среде увеличивается более чем на 50%. В игрушках для детей старше 3 лет допускается наличие стекла в том случае, если оно необходимо для выполнения игрушкой ее функции.

        Кто должен раздавать пищу в детском саду?

        Что такое санпин в детском саду Здравствуйте. У меня возник вопрос относительно того, кто должен раскладывать пищу, принесенную из пищеблока? В нашем детском саду ответ однозначный: помощник воспитателя. Помощник надевает спец одежду, получает пищу на пищеблоке, раскладывает ее по тарелкам.

        1. В других детских садах раскладывать пищу обязывают воспитателя, ссылаясь на пункт должностной инструкции: «доводит до каждого ребенка положенную ему норму питания во время кормления».
        2. Не могли бы вы пояснить, что это означает? В моем понимании — контроль со стороны воспитателя за соблюдением норм питания.

        Не могу найти ответ на вопрос в официальных документах. Кто должен раскладывать еду по тарелкам? В каких документах это прописано? Н.Х. Ответ: конкретной обязанности по раскладу пищи, доставленной из пищеблока, в действующих нормах федерального уровня не обозначено.

        Но в этой связи в положениях СанПиН 2.4.1.3049-13 установлено: — в п.19.5 определено, что работники пищеблока должны быть обеспечены специальной одеждой (халат, колпак или косынка) — в п.19.6 обозначено, что воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются спецодеждой (халаты светлых тонов); — в п.19.8 установлено: «У помощника воспитателя дополнительно должны быть: фартук, колпак или косынка для раздачи пищи, фартук для мытья посуды и специальный (темный) халат для уборки помещений».

        То есть, согласно указанным нормам спецодежда для раздачи пищи выдается работникам пищеблока и помощникам воспитателям, которые и имеют право на раздачу пищи. Воспитателю согласно указанным нормам фартук с косынкой (колпаком) не должен выдаваться, поэтому в общем случае воспитатель не имеет права раскладывать пищу, доставленную из пищеблока (в исключительных случаях, только надев указанную спецодежду помощника воспитателя).

        Какие занятия должны проходить в детском саду?

        Сожалеем, но ваш браузер устарел. Мы не можем гарантировать правильной работы сайта в вашем браузере, поэтому настоятельно рекомендуется его обновить, либо скачать один из указанных браузеров: Google Chrome , Mozilla Firefox или Opera . За дополнительной информацией вы можете написать администрации сайта на почту yellowahha@yandex.

        • ru . Спасибо за понимание! Автор — Маргарита Киселева.
        • Отдавая ребенка в детский сад, каждый родитель надеется, что малыш будет там не только общаться и играть со своими сверстниками, но и получать знания, которые в дальнейшем пригодятся ему в школе.
        • Чаще всего надежды родителей бывают оправданными.
        • Ведь воспитатели проводят с детьми в детском саду занятия, благодаря которым у детей развивается память, внимание, мелкая и крупная моторика, артикуляция и координация движений.

        В каждом детском саду своя программа занятий, но основными, как и раньше остаются занятия по физическому воспитанию, творческому и интеллектуальному развитию. В яслях и младшей группе детского сада занятия продолжаются всего 20-25 минут, но этого вполне достаточно для такого возраста, потому что малыши быстро утомляются и еще не умеют долго удерживать внимание.

        • В детском саду занятия для этого возраста проводятся 2 раза в день.
        • Как правило, в первой половине дня это лепка, аппликация, рисование, ознакомление с художественной литературой, развитие речи или математика, а во второй половине дня физкультура или музыка.
        • Чем старше ребенок, тем соответственно дольше длится занятие.

        Так в детском саду занятия для средней группы длятся 25-30 минут, хотя включают в себя тот же набор, что и для младшей группы. А вот в старшей группе детского сада продолжительность занятий составляет уже 30-35 минут, практически как в школе. Занятия проводятся 4 раза в день.

        И к развитию речи добавляется подготовка к обучению грамоте, а лепка и аппликация проводятся как одно занятие. Занятия в детском саду проводит также и психолог. Если в младшей группе занятия с психологом бывают 2-3 раза в неделю, то в старшей каждый день. Так что родители могут быть спокойны, оставляя своего ребенка на попечение воспитателей.

        Малыш неплохо проведет время в компании друзей и узнает много нового и интересного. Вечером родители смогут увидеть в детском саду результаты занятий — поделки и рисунки своих сыновей и дочерей, а на утренниках удостоверятся, что их ненаглядное чадо и петь-танцевать тоже умеет.

        Как проводится проветривание в детском саду?

        Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как должно проводиться проветривание в группах детского сада? Должен ли быть график проветривания в детском саду? Можно ли проветривать помещения группы в присутствии детей? Ответ: В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13) все помещения детского сада должны ежедневно проветриваться.

        Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

        В присутствии детей допускается одностороннее проветривание всех помещений в теплое время года. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С. В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

        При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка). Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров.

        Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

        Кто отвечает за питание в детском саду?

        Кто контролирует организацию питания в детских садах Первичный контроль питания дошкольников проводится администрацией детского сада – директором, медицинским работником и технологом.

        Что дают на завтрак в детском саду?

        1 НЕДЕЛЯ
        Понедельник
        Завтрак Омлет натуральный с кукурузой, батон с маслом, сыром, кофейный напиток с молоком
        2-й завтрак Сок яблочный
        Обед Салат капуста с морковью, борщ со сметаной, рыба припущенная с овощами в сметанном соусе, рис отварной с маслом, компот из кураги, хлеб

        Что должно быть на территории детского сада?

        Какой должна быть детская площадка — Каждая возрастная группа в детском саду должна иметь свою игровую зону. Территория детской площадки обустраивается с расчета 7 м2 на 1 ребенка младшей группы и 9м2 на ребенка старшей группы. Основные требования к детским площадкам :

          Наличие спортивного инвентаря для занятий спортом. Покрытие детской площадки должно быть травянистым. Наличие беседок, детских столиков или песочниц с крышей. Комплексы должны быть подобраны с учетом возраста детей. Все оборудование должно быть прочным, надежным и экологически безопасным.

        Что такое санпин в детском саду Важно, чтобы все комплексы и горки не имели острых углов и выступов. Горки , пластиковые детские площадки и другое оборудование для детей должно хорошо просматриваться со всех сторон и исключать травматизм детей.

        Сколько воспитателей должно быть в группе детского сада по закону?

        Закон определяет, что на одну группу должно быть два воспитателя и нянечка.

        Сколько детей должно быть на одного воспитателя в детском саду?

        В возрасте до одного года — 10 детей ; в возрасте от одного года до трех лет — 15 детей ; в возрасте свыше трех лет — 20 детей.

        Что должно быть на участке в детском саду?

        Значение участка, его планировка и озеленение Правильно спланированный и хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

        • На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года.
        • Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

        Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

        • Участок — это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т.д.
        • , что необходимо предусмотреть при его организации.
        • Участок детского сада должен отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям.
        • Его размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение.
        • Норма площади на ребенка 35—45 м2.

        В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится детский сад. На участке располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных и птиц.

        1. Участок огораживают забором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1—3 ряда.
        2. Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума.
        3. На озелененном участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность, солнечная радиация.

        При планировке участка необходимо бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следует. Если деревья затеняют здание, лучше пересадить их в другое место. С разрешения местного общества охраны природы можно удалить с участка деревья и кустарники, если они по какой-то 76 ‘ причине (ядовиты, имеют колючки) опасны для здоровья детей.

        • При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка, следует учитывать следующие требования: для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения; они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.
        • Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.

        Деревья размещают группами, аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев и кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек, возле плескательного бассейна.