Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но о том, КАК он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки), родители часто не задумываются.
- Часто родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников.
- Как правило, они ошибаются.
- Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу.
- В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения.
Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме. В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П.
Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба. Несколько позднее усваиваются другие звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й. Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет. Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет.
До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми звуками. Самые сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет. Становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков.
Что если ребенок не говорит в 3 года?
До скольки лет, в норме, ребенок может не говорить? | Вопрос доктору
Опасно ли ОНР первой степени? — Само ОНР неопасно, но если вовремя не начать коррекцию, то последствия могут быть серьезными. Логопеды и неврологи утверждают, что до 3-х лет не стоит переживать. Но если вашему ребенку уже есть 3, а он не говорит вообще или только сказал первое слово в этом возрасте, это может быть сигналом о задержке речевого развития.
- ⠀ Если игнорировать проблему дальше, она будет усугубляться.
- На фоне недоразвития речи может нарушиться психическое развитие: мышление станет заторможенным, ухудшиться концентрация внимания и память, нарушится координация движений.
- ⠀ У ребенка упадет успеваемость в школе, снизится самооценка и появятся комплексы, он станет замкнутым и склонным к депрессии.
Чтобы этого не случилось, желательно выявить проблему как можно раньше и начать действовать.
Почему ребенок долго не начинает говорить?
1. Причины физиологического характера — Малыш может молчать вследствие недоразвития речевого аппарата и низкого тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию. Это может быть связано с особенностями строения, физиологического развития, а также наследственности. Речевое развитие ребенка тесно связано с его двигательной активностью .
- Двигательное развитие в начале жизни является своеобразным «локомотивом», который запускает в дальнейшем многие когнитивные процессы, в том числе речь.
- Если малыша ограничивали в движении, или по каким-то причинам (болезни, особенности строения опорно-двигательного аппарата, мышечное недоразвитие и т.д.) он не мог активно физически и моторно развиваться, то это скажется в дальнейшем на формировании его речи.
Недоразвитие мелкой моторики также влечет за собой трудности в говорении.
Что делать если ребенок 2 года мало говорит?
Разговаривайте с ребёнком больше. Даже если ребёнок пока не говорит, он может использовать жесты или звуки. Используйте больше жестов, общаясь с ребёнком — дай, пока-пока, воздушный поцелуй, нет, дай пять. У детей, которые используют для общения жесты, лучше прогноз речевого развития.
Что делать если ребенок не говорит в 4 года?
Ребенок не говорит в 4 года — При отсутствии речи в этом возрасте и позже ребенок уже должен быть под наблюдением специалистов и вести с ними работу над запуском речи. ЗРР в 4 года еще не является грубой патологией, но уже требует систематических занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом.
Когда нужно бить тревогу при задержке речи?
Что такое речевое развитие — Нормальное развитие ребенка невозможно без речи, поскольку речь — это не только инструмент общения, но и средство мышления и воображения, управления своим поведением и осознания себя как личности. Прежде чем говорить о задержке речевого развития, важно понять, что для полноценного общения ребенку нужно овладеть двумя видами речи: активным и пассивным.
- Активная (экспрессивная) речь — это процесс говорения, пассивная (рецептивная) — способность понимать, о чем говорят или просят другие.
- Например, когда ребенка просят принести мячик, он несет именно мячик, а не, скажем, шариковую ручку.
- Он легко отличает по значению слова «стул» и «стол», «ложка» и «вилка», «яблоко» и «конфета».
Развитие пассивной и активной форм речи не происходит одновременно. Сначала ребенок учится понимать других, слушая чужую речь, а уже потом — разговаривать. О задержке речевого развития можно говорить, если в 1,5–2,5 года словарный запас малыша крайне мал, а овладение языковыми навыками замедлено.
Почему некоторые дети позже начинают говорить?
В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу? Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах.
Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи. К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.
К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает? У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи.
- Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог.
- Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме.
- Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника.
- Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.
Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью? Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку.
- Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.
- Мелкая моторика тесно связана с речью.
- Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор.
- Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам.
Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко. Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша.
Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис.
Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д. Какие еще упражнения полезны? Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха.
Чем опасна задержка речевого развития?
Многие родители не задумываются о последствиях и о своем бездействии при задержке речевого развития. Чем же опасна задержка речевого развития? Все нарушения речи ведут к более грубым другим нарушениям. Дети с ЗРР в очень большой степени подвержены:
- к речевому негативизму, трудностям адаптации в детском коллективе, своеобразной вторичной задержке познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
Какие же нарушения могут сформироваться из задержки речевого развития:
- общее недоразвитие речи, неправильное звукопроизношение и нарушение фонематического слуха, трудности усвоения письма и чтения, а как в следствии отставание по школьной программе, не желание учиться.
И это ещё не весь список он на столько индивидуален, здесь приведены часто встречающиеся нарушения, которые тянуться вслед за ЗРР. Конечно, бывают случаи, что нарушение компенсируются и будущее у ребенка достаточно благополучное. Но! В этом нужно быть уверенным родителям и посетить специалиста для обследования.
В каком возрасте ставят задержку речевого развития?
Диагностика и лечение — Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда уже упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние.
- Поэтому родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода, тяжелые роды, неврологические показания).
- Малышу такой диагноз ставят лишь на основании комплексного заключения невропатолога, логопеда, и сурдолога.
Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невропатолог, чтобы улучшить кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции. Если малыш имеет задержку развития речи по причине нарушения слуха или глухоты, тут должны присоединиться уже другие специалисты.
Что значит ребенок не говорит в 2 года?
Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится.
На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться. Основные этапы развития речи ребенка Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.
Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки.
Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы». В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.
Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить». Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него.
Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками. С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно. Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя.
В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными. К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги.
В каком возрасте надо обращаться к логопеду?
Вам следует обратиться к логопеду, если: До 2х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист — логопед умеет стимулировать появление речи «неговорящих» детей. Ребенок старше 4х лет не произносит правильно какие-то звуки.
Почему мальчики начинают говорить позже?
Поэтому мальчики и говорить, и ходить часто начинают позже девочек. — Еще одна причина кроется в физиологии. Дело в том, что мозговые полушария у мальчиков развиты очень хорошо: как левое, которое отвечает за речь и интеллект, так и правое, которое отвечает за пространственное мышление.
Почему ребенок плохо разговаривает в 4 года?
Причины речевой задержки в четыре года — Существует немало причин того, что ребёнок в 4 года плохо говорит или вовсе не говорит. Если у него сохранный слух и интеллект, значит, в основе дефекта лежит недостаточность центральной нервной системы, а, точнее, головного мозга.
- Соматические и инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности; Родовая травма, внутриутробное кислородное голодание или асфиксия в родах, оставившая без кислорода головной мозг; Запаздывающее созревание мозговых структур; Черепно-мозговые травмы и нейроинфекции, перенесённые в раннем детстве; Генетические и хромосомные патологии (синдром Дауна, синдром Эдвардса); Педагогическая запущенность, недостаток внимания к ребёнку; Стресс или сильное нервное потрясение, остановившее развитие речи, если оно произошло в период её становления; Заболевания слухового аппарата, отсутствие или снижение слуха ( как проверить слух ребёнка ).
Почему ребенок в 4 5 года не разговаривает?
Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее — Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
- Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
- Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
- Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
- Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).
Что должен говорить ребенок в 3 года?
Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод.
- При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».2 — 3 месяца : у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – « а», «у», «ы », иногда в сочетании с « г ».
- Это важный этап развития речи детей раннего возраста.4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.6 — 9 месяцев — лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба».
«дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).9 — 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов.
Он уже строит предложение из 2-3 слов. К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки. К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.
Важно знать: Не слушайте советов от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество. Как определить признаки нарушений речи у ребенка? К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.
К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления» К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания.
Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми». К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест. К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол) К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.
- Вирусные и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина. Генетические аномалии, наследственная предрасположенность. Неблагоприятные роды. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар
Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.
Чем опасна задержка речевого развития?
Многие родители не задумываются о последствиях и о своем бездействии при задержке речевого развития. Чем же опасна задержка речевого развития? Все нарушения речи ведут к более грубым другим нарушениям. Дети с ЗРР в очень большой степени подвержены:
- к речевому негативизму, трудностям адаптации в детском коллективе, своеобразной вторичной задержке познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
Какие же нарушения могут сформироваться из задержки речевого развития:
- общее недоразвитие речи, неправильное звукопроизношение и нарушение фонематического слуха, трудности усвоения письма и чтения, а как в следствии отставание по школьной программе, не желание учиться.
И это ещё не весь список он на столько индивидуален, здесь приведены часто встречающиеся нарушения, которые тянуться вслед за ЗРР. Конечно, бывают случаи, что нарушение компенсируются и будущее у ребенка достаточно благополучное. Но! В этом нужно быть уверенным родителям и посетить специалиста для обследования.
Что должен уметь ребенок в 3 года Комаровский?
10.01.2019 Доктор Комаровский о нормах и сроках развития детей в возрасте до 3-х лет — С точки зрения опытного детского врача, кандидата медицинских наук, автора популярных книг и телепрограмм, посвященных здоровью детей, Евгения Олеговича Комаровского, понятие «здоровый ребенок» включает в себя полное психическое, духовное, физическое и даже социальное благополучное состояние малыша.
- Волноваться о своих детях – это нормально, считает доктор, однако чрезмерные переживания по поводу норм и сроков развития своего чада вредят не только семьям и чаще всего, паникующим мамам, но и их детям.
- По мнению Е.О.
- Комаровского, основная стратегическая задача родителей — сделать все от них зависящее, чтобы ребенок нормально рос и развивался.
При этом обеспечить ему систематические осмотры педиатром или семейным врачом, которые своевременно могут заметить отклонение ребенка от норм развития. А что происходит в реальности? Многие родители, в основном мамы, сравнивают своего малыша с другими детьми, слушают неадекватные оценки их чада со стороны подруг, бабушек, соседок и т.п.
Естественно начинают нервничать и паниковать, мучить ребенка дополнительными исследованиями, консультациями специалистов и др. Например, ребенку 2 года, и мама задалась вопросом, почему он плохо растет и набирает вес или почти не набирает. Вот у приятельницы сынишка крупнее, выше и хорошо поправляется.
Маме, привыкшей к быстрому росту и набору веса ее ребенка на первом году жизни, невдомек, что в следующие два – три года ребенок, быстро набравший вес и выросший на 25 см, растет и прибавляет в весе значительно медленнее – так предусмотрено природой.
- Более того, именно природой заложены генетические особенности каждого маленького, и в последствие, большого человека.
- Каждый ребенок также уникален по своей природе, как и взрослый человек, поскольку на его развитие влияет масса факторов, не только генетических, но и физических, социальных, психологических.
Существуют общедоступные, научно обоснованные среднестатистические нормы физического развития ребенка определенного возраста, которые пересматриваются каждые 10 лет путем проведения массовых исследований. Эти общедоступные нормы публикуются на сайте Всемирной Организации Здравоохранения.
- Чтобы излишне не волноваться по поводу здоровья и физического развития детей любой родитель, зайдя на сайт ВОЗ, может найти в интернете таблицу со среднестатистическими нормами физического развития детей, и сравнить, соответствует ли его ребенок этим данным.
- По статистике только 10% всех детей имеют отклонения в физическом развитии, и им требуется помощь специалистов.
Следовательно, 90% детей нормально развиваются. Например, согласно таблице ВОЗ, «золотая середина» веса ребенка в 1 год – 10 кг, но вес 7,5 кг и 12 кг также считается в пределах нормы. «Не стоит переживать и сравнивать ребенка с другими детьми, лучше зайдите на сайт ВОЗ, сравните параметры своего чада с медицинскими нормами и успокойтесь!» – призывает доктор Комаровский.